вторник, 29 марта 2022 г.

Н. Карпицкий. 29 марта 2022. Украина. Тридцать четвертый день войны

Мой тринадцатый пост после начала войны. Только что вернулся домой. Сегодня показывал Славянск журналистам эстонского телевидения. Второй день приходят тревожные новости – враг обошел Изюм и оказался у него в тылу. Идут ожесточенные бои, в Славянске постоянно слышна канонада. Если российским военным удастся добраться до Славянска на пушечный выстрел, то они начнут уничтожать город. Однако люди в городе спокойны и гуляют под вой сирены точно также, как обычно. Даже с детьми. Я понимаю почему так. На фронте люди реагируют только на непосредственную опасность, а не на гипотетическую. В данном случае они прикинули, что артиллерийские бои далеко, а ракеты все равно бьют неожиданно, так что никакая сирена не предупредит, и перестали по этом поводу суетиться. Такова психология военного времени.

Мы с эстонцами поговорили с руководством города. Конечно, меня больше всего интересовал Изюм. Как я понял, там продолжается отчаянное сражение, украинские военные сдерживают врага благодаря постоянному маневрированию. Между Изюмом и Славянском – леса, где укрываются защитники, обстреливая оккупантов. Прорваться к Славянску можно лишь ценой огромных потерь. Думаю, что все же не прорвутся, но к обстрелам города готовиться надо.

Зам. руководителя администрации рассказал, что во время оккупации в 2014 году оставался в Славянске. Только в кругу его знакомых было арестовано шестеро. Посадить в подвал могли даже за украинскую речь, но чаще всего хватали вообще без повода, чтобы потом получить выкуп. Также он отметил, что и сейчас есть пророссийски настроенные люди, но их осталось совсем мало. Жители города готовятся к сопротивлению, и даже те, кто в 2014 году помогал сепаратистам строить баррикады, сейчас помогают сооружать укрепления, чтобы остановить российских захватчиков.

До встречи с эстонцами я успел записать беседу с Павлом Левушканом о том, как сохранить человечность в военное время, и какие духовные практики тут могут помочь. Беседы с Павлом войдут в цикл передач «Война с позиции религии», который я собираюсь теперь вести постоянно. Павел поставил передо мной очень сложный вопрос: как относиться к заповеди любви к врагам, если невозможно не испытывать ненависть к тем, кто пришел убивать, расстреливает эвакуационные автобусы с женщинами и детьми, уничтожает роддома и дома престарелых, ровняет с землей города? По моему мнению нельзя просто так ханжески игнорировать свою ненависть, ее необходимо проработать на духовном уровне. Но для этого предварительно нужно выявить причину иррациональной жестокости российских военных в Украине.

Московское царство, а затем и Российская империя постоянно вели захватнические войны, обосновывая это сверхценной идеей собирания земель. Эту идею нам насаждали в школе, и многие до сих пор принимают ее по умолчанию. Суть этой идеи в отрицании ценности самостоятельной жизни людей вне России. В истории часто встречались империи, диктатуры, тирании, которые, как и Россия, вели завоевательные войны. Конечно, это зло, но зло социальное, человеческое, однако еще не религиозное и не метафизическое. Когда в 1999 году в России произошел военно-чекистский переворот, идеология собирания земель мутировала. Если раньше самостоятельная жизнь народов обесценивалась, но злом не считалась, то сейчас весь окружающий мир, который сопротивляется включению в сферу влияния России, воспринимается как враждебный и подлежащий уничтожению.

Поэтому пока оккупанты первые три дня верили, что украинцы поддерживают Россию и ненавидят украинскую власть, пытались обойтись малой кровью. Когда же поняли, что им готовы сопротивляться все, то стали относится как к врагам ко всем жителям Украины без исключения, будь то старики или даже дети. А по отношению к врагам любое зло считается добром, а добро – злом.

Эта мутация имперской идеологии привела к тому, что зло и добро меняются местами. Например, убийство мирных жителей считается добром, а помощь им – злом. На основе этой позиции выстраивается такая внутренне целостная картина мира, которая становится персональным адом человека. Однако сам он этого не замечает, поскольку проецирует зло внутри себя на окружающий мир, который и считает адом. С точки зрения христианства это демоническая позиция, с которой недопустимы никакие компромиссы.