среда, 18 февраля 2026 г.

Ответственность // Словарь войны


 
Что такое ответственность и как чувство ответственности связано с признанием человека свободным гражданином, а не крепостным и не рабом. Почему одни россияне признают коллективную ответственность за войну, а другие возмущаются тем, что на них распространяют ответственность за преступления режима, к которым они не причастны? Чтобы ответить на эти вопросы, Николай Карпицкий в очередной статье «Словаря войны» на PostPravda.Info объясняет, каким образом проявляется персональная и коллективная ответственность.

Ответственность

Ответственность проявляется в готовности отвечать за своё бездействие, свои поступки и их последствия, даже если эти последствия обусловлены не зависящими от человека обстоятельствами. Вина – это моральная или правовая оценка поступков человека, предполагающая моральное осуждение или правовое наказание. Ответственность же – это обязанность человека определить своё отношение к своим прошлым поступкам либо к обстоятельствам, которые требуют определённых действий в будущем. Таким образом, вина возможна только в отношении уже совершённых поступков, тогда как ответственность может относиться не только к прошлому, но и к будущему. Например, если взрослый встречает потерявшегося ребёнка, он становится ответственным за ближайшее будущее этого ребёнка.

Поскольку люди склонны уклоняться от ответственности за свою вину, общество выработало юридические механизмы принудительного привлечения к ответственности.

Ответственность за фактическую вину в прошлом реализуется в готовности отвечать за последствия; ответственность за будущее – в поступках; ответственность за чужие преступления, к которым человек оказался невольно сопричастен в силу места жительства или гражданства, в выражении своего отношения к преступлениям и их последствиям. Поэтому игнорирование захватнической войны, развязанной собственным государством, является проявлением безответственности, за которую человек несёт персональную вину.

Ответственность могут осознавать только свободные и дееспособные люди, поэтому предъявлять человеку требование быть ответственным – значит признавать его свободным и дееспособным. Осознавать ответственность за преступления государства могут лишь конкретные люди, которые его представляют; если же они отказываются от этой ответственности, то утрачивают право говорить от имени государства. Требование к россиянам взять ответственность за захватническую войну и военные преступления России предполагает отношение к ним не как к рабам или крепостным, а как к гражданам, обладающим субъектностью и свободой воли. Отказ брать ответственность за преступления собственного государства означает утрату субъектности. Поскольку это требование относится ко всем дееспособным гражданам России, оно предполагает коллективную ответственность россиян за войну.

Коллективная ответственность

Коллективная ответственность за захватническую войну – это обязанность воплотить в поступках своё отношение к агрессивной войне и её последствиям. Если персональная ответственность обусловлена собственными действиями человека или его сопричастностью действиям других, то коллективная ответственность определяется ситуацией и обстоятельствами – в частности, является ли человек гражданином государства-агрессора, проживает ли на его территории и т. д.

Сопричастность чужим действиям может быть прямой – если это осознанные действия, направленные на поддержку войны, – и косвенной, когда человек занимается своим делом, платит налоги, и, возможно, по своим убеждениям не поддерживать войну. Однако своей повседневной деятельностью он невольно поддерживает государство, что ведет войну. В обоих случаях ответственность носит персональный характер, поскольку зависит от степени вовлечённости конкретного человека в поддержку войны. Так, степень вовлечённости работников военных предприятий отличается от степени вовлечённости пенсионеров и т. д.

Коллективная ответственность обусловлена обстоятельствами – в данном случае тем, что Россия ведёт войну от имени всех россиян. Поэтому все россияне, включая тех, кто уехал из России и не сопричастен действиям российской власти, всё равно несут коллективную ответственность за действия государства. Эта ответственность может иметь моральный, правовой, политический и экзистенциальный характер.

Коллективная моральная ответственность обязывает каждого гражданина определить своё моральное отношение к собственным действиям или бездействию. Если же человек продолжает жить так, будто война не имеет к нему никакого отношения, то в его повседневности обесценивается опыт жизни людей, переживших войну, что разрушает саму возможность общения с ними. По этой причине многие украинцы не желают общаться с россиянами.

Коллективная политическая ответственность за войну распространяется на всех граждан государства-агрессора, поскольку они не смогли остановить своё правительство, развязавшее агрессивную войну. Эта ответственность проявляется в согласии на политическое наказание за войну: репарации, ограничение права самостоятельно определять судьбу своей страны, частичную или полную утрату государственного суверенитета, вплоть до демонтажа государства.

Коллективная правовая ответственность за войну не означает признания коллективной вины и проявляется в обязанности любого гражданина государства-агрессора дать отчёт о собственных действиях или бездействии в период войны с целью их правовой оценки. Только в том случае, если выявляется причастность к военным преступлениям – например, если человек программировал запуски ракет или проводил пропагандистские мероприятия среди школьников, – суд обязан установить степень его персональной вины и определить наказание.

Коллективная экзистенциальная ответственность за войну возникает на основе идентичности и проявляется в форме стыда за свою страну и сообщество.

Субъективное переживание коллективной ответственности

У одних коллективная ответственность вызывает чувство стыда, у других – чувство несправедливости из-за того, что она распространяется и на них. Многие в России, в том числе среди тех, кто поддерживает Украину, задаются вопросом: «Почему я должен нести ответственность за действия Путина, которого ненавижу и который сломал мне жизнь?» Некоторые воспринимают коллективную ответственность как уравнивание жертв и палачей и спрашивают: «Несут ли жертвы сталинского ГУЛАГа ту же коллективную ответственность за преступления СССР, что и палачи из НКВД?»

Однако войну России против Украины ведут не отдельные преступники, а вся государственная система, в которую включены и все граждане, в том числе и выступающие против войны. Это вызывает у людей, не поддерживающих войну, чувство стыда за свою страну и за преступления, совершаемые от их имени. Именно это чувство стыда и приводит к осознанию коллективной ответственности.

Николай Карпицкий