среда, 21 сентября 2022 г.

Н. Карпицкий. 21 сентября 2022. Украина. Двести десятый день войны

Мой сорок пятый пост после начала войны. Сегодня очередной поворотный день истории – Путин объявил условно «частичную» мобилизацию и пригрозил Украине ядерным оружием, если она не капитулирует. То, что он пойдет до конца ради сохранения власти, было ясно уже в 1999 году после подрывов домов, и все эти годы были лишь отсрочкой.

Если бы Киев не выстоял и российские войска оккупировали Украину, то мобилизацию объявили бы раньше, чтобы удержать завоеванные территории. Ведь партизанская война охватила бы тогда всю страну, и жертв было бы несоизмеримо больше. Сейчас же призывники нужны не для комендантских, а для боевых задач, поэтому много их подготовить физически не смогут, разве что только для восполнения потерь. Что касается ядерного оружия, то я плохо представляю, чего Путин сможет добиться с его помощью. Дело в том, что побеждает военная машина как целое, а любое оружие, даже ядерное – всего лишь винтик в ней, который сам по себе бесполезен. Чем сильнее Украина будет громить российскую армию, тем сложнее будет применить ядерное оружие. Кроме того, стратегия применения ядерного оружия разрабатывалась для войны типа Второй мировой, для современных войн такой стратегии нет. Потому его применение принципиально не изменит ситуацию на фронте, но лишь заставит украинский народ еще отчаяннее бороться.

В последние дни у нас в Славянске стало гораздо спокойнее, сирены слышны все реже, взрывы все дальше. Еще два месяца назад превосходство российской армии было неоспоримым. Она медленно проламывала нашу оборону, и было непонятно, на каких рубежах ее удастся остановить. Вот так отключаешься от связи с миром на несколько дней, когда пропадает электричество, и не знаешь, дошел ли враг до твоего города или еще нет. Раньше смотрел сводку, чтобы понять, насколько велика угроза собственной жизни, а сейчас с надеждой, чтобы узнать, когда наконец освободят людей от кошмара оккупации. Путин грозит ядерным ударом, но жить в оккупации страшнее, чем пережить ядерную бомбардировку. Об этом свидетельствуют могилы Изюме, в которых людей хоронили не по отдельности, а сразу целыми семьями. После Бучи, Мариуполя и Изюма запугать ядерным оружием невозможно.

Удачное контрнаступление в харьковской области – это показатель вовсе не слабости российской армии, а гениального стратегического и тактического планирования украинского командования. Оценить реальное соотношение сил после контрнаступления можно только в бою. Мы видим, что российские военные сражаются под Лиманом хорошо, но несмотря на это украинская армия очень медленно продавливает их оборону. Это означает, что стратегическое положение украинских войск уравнивает перевес сил российской армии и дает вполне реальный шанс на новые победы.

Ситуация осложнилась тем, что стали применяться иранские дроны. Это означает, что Иран присоединился к России в войне на уничтожение Украины. Подобно тому, как во Вторую мировую войну Ось Зла составила тройка государств-агрессоров, так и сейчас войну против цивилизованного мира ведет тройственный союз России, Беларуси и Ирана. На днях под предлогом защиты религиозных ценностной иранские полицейские убили девушку за то, что она неправильно надела платок. Почему-то религиозные ценности не помешали иранским властям поставлять оружие некроимпериалистическому режиму, который является демоническим с позиции любой религии, в том числе и с позиции ислама. Это показывает, что государственный ислам в Иране, который проводит такую же имперскую политику, как и Россия, давно переродился в свою противоположность.

Объявленная сегодня мобилизация – это огромный скачок к гражданской войне. Я полагал, что после смерти Путина шансы на гражданскую войну хоть и небольшие, но достаточно значительные. Например, если Золотов, Кадыров и Пригожин, понимая, что их ненавидят и военные, и ФСБ, попытаются захватить власть и нанести упреждающий удар. Но, похоже, Путин взял курс на то, чтобы гражданская война началась уже при его жизни. Первый шаг – это вооружение заключенных. Я далек от мысли, что сами заключенные на что-то способны, но сам факт их призыва приведет армию к разложению, превратив в банду, от которой придется как-то защищаться жителям самой России. Отморозки, которые почувствовали вкус крови, пытая и убивая в Украине, будут делать то же самое и в России. Насильственный призыв лишь ускорит этот процесс, демонстрируя, что настоящий враг – это не Украина, а российские некроимпериалисты.

В этих условиях присоединение к России оккупированных территорий Украины окончательно подорвет веру в легитимность и законность Федеративного Договора, связывающего субъектов России. Ведь если Россию покинут Луганск и Донецк, то почему бы то же самое не сделать и Крыму? А если – Крым, то почему бы тогда не Кёнигсбергу, Хабаровску или Татарстану?

Международное сообщество понимает, что хаос в России опасен для всего мира, и потому смотрит на Украину как на стабилизирующую военную силу, которая не только может нанести России военное поражение, но и стать ключевым звеном новой системы мировой безопасности. НАТО создано для самозащиты, поэтому не сможет эффективно поддерживать такую систему. Приходит время новых военно-политических союзов. Их возникновение обусловлено реальной угрозой, то есть это вопрос стабильности и безопасности будущего мира, а не политических вкусов. Уже просматриваются контуры как минимум двух: союз Великобритании, стран Балтики и Междуморья, и «Туранский союз» – объединение разных стран, костяк которых составят тюркские народы. И что важно, в обоих союзах Украина сможет играть ключевую роль. 

* * *

23 сентября 2022. Писать большой пост нет времени, потому сделаю просто дополнение к моему сорок пятому посту в связи с дискуссией в сети о вероятности ядерной войны после начала мобилизации. Ничего предсказывать не берусь, опираюсь только на логику.

1. Путин применит любое оружие, если это будет целесообразно с военной или политической точки зрения. Никаких внутренних нравственных ограничений перед массовым уничтожением людей у него нет. Однако применение стратегического ядерного оружия приведет к тотальному уничтожению в любом случае, поэтому его применение не целесообразно. Однако при этом вопрос о применении тактического ядерного оружия остается открытым.

2. Тактическое ядерное оружие целесообразно применять против гражданской инфраструктуры, которую Путин намерен уничтожить в Украине. Соответственно, чем сильнее противоракетная оборона Украины, тем меньше вероятность применения ядерного оружия для этих целей. Все зависит от того, насколько быстро Запад поможет Украине организовать систему противоракетной обороны. Однако система ПРО не защищает от опасности применения ядерного оружия на линии фронта.

3. Тактическое ядерное оружие целесообразно применять на линии фронта, если стороны воюют большими армиями, как во Вторую мировую. В современной войне, которая сейчас ведется в Украине, применение тактического ядерного оружия нецелесообразно, поэтому его применение в данный момент крайне маловероятно. Однако Путин может навязать войну другого типа, если мобилизует сотни тысяч резервистов. Использование такого количества солдат в условиях современной технологической войны бессмысленно, так как сейчас исход битвы решает точность артиллерии, а не количество военных. Применение массы плохо вооруженных и неподготовленных солдат имеет смысл только в том случае, если оборона противника будет вскрыта с помощью ядерных ударов, и очистившееся пространство нужно будет срочно кем-то заполнить.

4. Призыв в армию десятков тысяч резервистов будет свидетельствовать о стремлении пополнить уже имеющиеся военные подразделения резервистами, чтобы удержать уже оккупированную территорию. Призыв в армию сотен тысяч резервистов и создание из них новых ограниченно боеспособных военных подразделений будет свидетельствовать, что решение о применении тактического ядерного оружия уже принято.

5. Из сказанного следует, то тактическое ядерное оружие вероятнее всего будет применено на фронте только там, где российская армия успеет сконцентрировать достаточно большое количество войск из плохо подготовленных резервистов. Например, если мы будем наблюдать признаки переброски таких частей под Бахмут, значит именно этот участок будут вскрывать с помощью ядерного оружия. Но не раньше.

6. Поэтому профилактика против применения Россией тактического ядерного оружия может быть только одна – уничтожение российских войск на подходе до того, как они будут сконцентрированы на отдельном участке. Для этого необходимо больше дальнобойной артиллерии, и чем быстрее будут идти поставки оружия в Украину, тем менее вероятным будет применение ядерного оружия.

6. В случае провала мобилизации в России применение ядерного оружия станет бессмысленным. Соответственно, каждый, кто уклоняется от призыва, уже этим уменьшает вероятность ядерной войны.

7. Применение ядерного оружия многократно увеличит число жертв, но не изменит итог войны, который предрешен. Украинское общество определилось и готово сопротивляться даже в случае применения ядерного оружия.  В Украине прекрасно понимают, что российская оккупация страшнее ядерной бомбардировки.