Источник: Postimees.ee 15.04.2025
Удар по Сумам в праздник Входа Господня в Иерусалим, в светлое Вербное воскресенье лишь подтвердил безбожный характер путинской власти. Кощунство и святотатство политики Кремля - это догма.
Убийство десятков людей - женщин, детей, стариков и военных в дни христианского Великого поста и в канун Страстной седмицы воспринимается как жертвоприношение. И кровью жертв, принесенных в дар Молоху, окропляется алтарь, ставший фундаментом возрождения в России неоязычества и некроимпериализма.
Вот истинная цена и подлинное лицо путинского режима. И именно в услужении этому режиму находится Русская православная церковь Московского патриархата. Но и остальные конфессии - от буддистов до иудеев - также превращены в путинской России в государственные и социальные институты, обслуживающие правящий чекистско-олигархический строй.
Новый рубеж, разделяющий мир
Трагическая гибель мирных граждан в Кривом Роге и Сумах стала очередным рубежом, разделившим мир на осуждающих и оправдывающих. Иногда суд Божий случается не после конца Света, а ему предшествует. И по правую сторону сегодня встали те, кто оплакивает жертв, скорбит по погибшим и гневается на кремлевских убийц. По левую сторону - те, кто торжествует по поводу очередной «победы» России, лицемерит о жертвах «случайного удара» и обвиняет в случившемся всех, кроме Путина.
Думаю, мы напрасно будем ждать от главы РПЦ МП патриарха Кирилла слов осуждения, покаяния и призывов к российской армии сложить оружие, потому что речь идет об оружии, которое сам патриарх и его клирики благословляют. Как благословляют они воинов российских на кровопролитие и убийство христиан, чья вина лишь в том, что они хотят свободы и не желают жить под властью Москвы.
Как может осудить убийство граждан Украины патриарх, который в своем поздравлении по случаю дня Росгвардии 27 марта написал: «Успешно решая различные важные задачи в зоне проведения специальной военной операции, росгвардейцы вносят большой вклад в укрепление суверенитета России».
Разными церковными наградами патриарх Кирилл щедро осыпает всех российских военачальников и прожженных пропагандистов, включая Маргариту Симоньян, которая по случаю дня рождения 6 апреля была удостоена ордена равноапостольной княгини Ольги. Симоньян, ставшая символом политического злодейства и сеятелем ненависти к Украине и украинскому народу, отмечена патриархом за «вклад в утверждение духовно-нравственных ценностей в жизни современников».
Это ли не издевательство над жертвами войны! Очень трудно ждать покаяния от человека, создающего и навязывающего прихожанам ложную картину мира.
Кровопролитие называется игрой
Вот что сказал патриарх Кирилл во время проповеди 3 марта по случаю начала Великого поста: «Посмотрите, что происходит в братской Украине! Ведь там наши братья и сестры реально страдают и подвергаются гонениям только потому, что принадлежат канонической Православной Церкви. И это происходит в Европе, в стране, которая присягает на верность европейским ценностям! Поэтому молитва о наших страждущих братьях на Украине не должна быть формальной. Мы должны действительно просить Господа, чтобы Он принес мир на украинскую землю и одновременно укрепил в вере, благочестии, верности Церкви наших братьев и сестер, которые сегодня подвергаются, несомненно, очень опасному давлению с требованиями отойти от канонического Православия и вступить в общение с теми, кто не имеет Божией благодати, а лишь ведет некую религиозно-политическую игру».
Следуя мысли патриарха, нужно признать, что в Украине не кровопролитие совершается, но лишь происходит «религиозно-политическая игра». И это говорит глава РПЦ МП на четвертом году братоубийственной войны, развязанной Россией. Для него это всего лишь игра.
Также горячо Синод РПЦ МП и сам патриарх выступили в защиту от гонений православных христиан в Эстонии. В обращении патриарха от 11 апреля ко всем православным поместным церквям, лидерам государств и международным организациям сказано: «С чувством глубокого беспокойства сообщаю Вам, что 9 апреля 2025 года Парламентом Эстонии были приняты поправки к закону о церквах и приходах, целью которых является фактический запрет Эстонской Православной Христианской Церкви - самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата. Закон, лишающий ее легитимности, нарушает базовый принцип свободы совести и вероисповедания, гарантированный Конституцией Эстонии и соответствующими международными актами».
Из этого обращения следуют такие выводы:
1. Для РПЦ МП потеря власти над приходами за рубежом важнее гибели людей в Украине - эта тема не вызывает глубокого беспокойства у Синода и патриарха.
2. Церковные юристы не могут или не хотят понять, что речь идет как раз о попытках властей Эстонии обеспечить Эстонской православной христианской церкви подлинную независимость от Российского государства, превратившего церкви на своей территории в подчиненные Кремлю организации и сделавшего Московский патриархат РПЦ политотделом Министерства обороны.
3. В законе нет ни слова о запрете православия в Эстонии, напротив, власти Эстонии без устали твердят, что и храмы сохранят свой статус, и священников православных не заставят читать молитвы во славу НАТО.
4. Патриарх Кирилл явно не понимает, что его авторитет как одного из лидеров христианского мира девальвирован, и его слова, обращенные к мировой общественности, потеряли всякую цену.
Осуждение после паузы
После небольшой паузы Эстонская православная христианская церковь выпустила пресс-сообщение, в котором выразила «глубокие соболезнования народу Украины в связи с трагическими событиями в Вербное воскресенье». В тексте упомянуто, что в Сумах люди погибли в результате ракетного удара российских войск. Однако за констатацией этого факта не последовало слов осуждения в адрес России и ее руководства за развязанную против Украины и ее народа войну.
Слова из текста «Руководство автономной ЭПХЦ решительно осуждает войну» в равной мере можно применить и к России, и к Украине, если не конкретизировать, кто именно эту войну начал. Не прозвучали и призывы к президенту Путину с требованием прекратить кровопролитие. Не было и обращения к фактическому руководителю церкви, патриарху Кириллу, с просьбой молиться о мире, а не о победе российского оружия.
Да и не лишним было бы попросить патриарха повлиять и склонить к прекращению бойни в Украине президента Путина, многократно названного главой РПЦ истинным православным христианином. Места для этого в тексте обращения ЭПХЦ не нашлось. Зато много слов было сказано о несправедливых гонениях на эстонских православных, подчиняющихся Московскому патриарху.
Понятно, что Эстонская православная христианская церковь сегодня стоит перед сложным выбором: отрицая связь с политикой России, церковь пытается сохранить канонические отношения с Московским патриархатом. Но так как Московский патриархат на сегодня служит одним из инструментов российского влияния на православные зарубежные церкви, ЭПХЦ оказывается в эпицентре религиозно-политических игр Кремля и используется Москвой для дестабилизации внутриполитической ситуации в Эстонии.
Да, конечно, в век торжествующего конформизма мало желающих взойти на костер и пострадать за веру истинную. Но если сейчас не сделать выбор между служением Добру или Злу, то наша жизнь может очень скоро превратиться в сплошное Кровавое вербное воскресенье.