Шестьдесят третий пост после начала войны. Сейчас на юге Израиля творится кошмар. А незадолго до этого у нас на Слобожанщине обезлюдело село после попадания ракеты в здание, где люди собрались на поминки. Если мотивацией воевать становится убеждение, что современная цивилизация – зло, то такая война неизбежно превращается в террористическую, ибо ведется против всех, кто ассоциируется с цивилизованностью. Это и есть критерий, в соответствии с которым любой человек, даже если он совсем не разбирается в политике или в истории, может понять, чья сторона творит зло, а на чьей правда. И это понимание не зависит от политической ситуации или социальных противоречий, которые подтолкнули к войне.
Село Гроза – модель ядерного апокалипсиса в миниатюре. Один удар ракетой, и село обезлюдело. Страшно представить, что сейчас чувствуют оставшиеся в живых среди опустевшего села. Масштабируем это на всю страну, представим, что такое происходит в каждом городе. Именно этим грозил год назад Путин, когда объявил о присоединении к России украинских областей. Ядерной войны мы избежали, однако скатились в бесконечную войну на истощение. От ядерной она отличается лишь тем, что гибель людей растянута во времени. Обстрел села Гроза не является чем-то исключительным, подобным образом обстреливают всю Украину. Время от времени и я слышу попадания ракет где-то недалеко. Но мне везет, каждый раз мимо. Однако если даже самую маленькую вероятность попадания умножить на бесконечность войны на истощение, получим тот же результат, что и от ядерного удара.
Шанс предотвратить сползание в бесконечную войну был лишь один – выход этим летом на Азовское море и осада Крыма, то есть военное поражение России до того, как она адаптируется к войне. Не успели. Российская некроимперия трансформировалась так, что война стала способом ее существования, Для нее солдаты – расходник, который можно неограниченно пополнять за счет депрессивных регионов. Это – лишние люди, гибель которых уменьшает социальную нагрузку на государство. Поэтому при любом соотношении потерь Украина проигрывает. В этом главное преимущество некроимперии в затяжной войне.
С одной стороны, западные партнеры не поставили обещанное оружие, с другой – ошибки украинской дипломатии и управления украинским военным производством. Эти ошибки надо обсуждать, но я не знаю как. Люди воспринимают ситуацию через боль и ужас войны, что в свою очередь запускает механизм переноса ненависти с реального врага на близлежащий объект, и тогда рациональный анализ ситуации перекрывается голосом тех, кто манипулирует таким психическим переносом.
Однако у меня твердое убеждение, что без понимания, в чем заключается победа, не будет самой победы. Украина сформулировала близлежащую цель – освобождение своей территории. Но это не победа, а лишь перемещение линии фронта на государственные границы, где с военной точки зрения держать его будет сложнее. В США не знают, что делать с Россией после победы, потому дают оружие только на оборонительную операцию, чтобы Украина не проиграла. Западное общество так устроено, что не способно мобилизоваться без проекта, а проект победы никто не только не предлагает, но даже и не обсуждает. Я с прошлого года пытался об этом говорить, но не слышат. Психологически это понятно. Украинцы пережили такой ужас войны, что просто хотят проснуться в мире без России, а не обсуждать, что с ней делать после войны. На Западе же боятся даже представить, какой ужас войны творится прямо сейчас. Им страшно думать о том, что происходит на самом деле, и потому они думают абстрактно. Так возникает слепое пятно в сознании. Я пытался найти площадку, где можно обсуждать проект победы, какое-нибудь интернет-издание, но не нашел. Если кто подскажет варианты, буду очень благодарен. Свое понимание проекта победы выкладываю на ютубе. Конечно, я могу ошибаться в каждом своем тезисе, но я абсолютно убежден, что эту тему не только необходимо обсуждать, но само такое обсуждение является условием нашего выживания.
* * *
Дополнение к посту. Краткий обзор надежд и разочарований
Январь-февраль 2022 года. Предчувствие апокалипсиса. Ощущение, будто к Земле приближается огромный астероид. Умом понимаешь угрозу, но все равно не верится.
Первые дни войны. Апокалипсис стал реальностью, но масштаб катастрофы пока неизвестен. Туман войны. Ясно только одно, что Украина не будет сдаваться ни при обстоятельствах. Но где рубежи, на которых удастся удержать врага? Или мы обречены на кровавую партизанскую войну как в Афганистане?
Март 2022 года. Наступление оккупантов захлебывается. Вся надежда, что враг поймет, победить Украину невозможно, а ущерб от военных действий неприемлемый. И действительно, орки отступают из центральной Украины.
Апрель – август 2022 года. Огненный вал на Донбассе. Враг выстреливает до 60 тыс. снарядов в день. У нас заканчиваются снаряды, отвечать нечем, но пехота каким-то чудом сдерживает наступление врага. Военная помощь задерживается. Бои идут в 10 километрах от моего города... В самый критический момент приходят хаймарсы. Нашествие орков остановлено.
Сентябрь-ноябрь 2022 года. Путин объявляет о присоединении украинских областей к России, угрожая применить ядерное оружие для их защиты. Шантаж не удался. Новая надежда на победу и завершение войны. Освобожден Купянск, Изюм, Лиман, Херсон. Однако каждый раз врагу удавалось выскользнуть из окружения, и это внушает тревогу.
Декабрь 2022 – Май 2023 года. Самая тяжелая зима. Враг бьет по энергетической инфраструктуре, постоянно отключают свет. Неожиданно прекращаются поставки оружия, и враг получает время, чтобы выстроить оборону. Украинская промышленность не обеспечила армию примитивным пехотным оружием. Оставлен Соледар, Бахмут… Возобновляются поставки западного вооружения, и вместе с ними появилась надежда прорвать фронт, выйти к Азовскому морю, запереть вражескую армию в Крыму и принудить Россию к отступлению и заключению мира.
Июнь-сентябрь 2023 года. Украинское наступление медленно прогрызает российскую оборону. Это последний шанс избежать бесконечной войны. Надежда, что режим в России непрочный. Путин бежал из Москвы, испугавшись Пригожина, но тот упустил свой шанс и заплатил за нерешительность жизнью. Украинская армия получила лишь треть от обещанного оружия, да и то с опозданием. Думаю, армия НАТО в таких условиях вообще не смогла бы наступать. Российская армия наносит контрудары и закупоривает прорывы в обороне.
Сейчас. Россия успела адаптироваться к бесконечной войне на истощение. Если снаряды закончатся у обеих сторон, наступит позиционный тупик минимум на год. Начнется дроновая война, и пока неясно, кто к ней лучше готов. Надо обсуждать, что нам делать дальше.