Пятьдесят шестой пост после начала войны. Читаю студентам философию и религиоведение дистанционно из дома, тут, в Славянске. Война вновь медленно подползает к нашему городу. Орки обошли Бахмут с севера и пытаются двигаться в нашу сторону по трассе. Военную ситуацию можно описать так – монетка, упавшая на ребро. Не понятно в какую сторону упадет, но пока не падает.
Тактический успех врага под Бахмутом стал для меня неожиданностью. Я полагал, что Украина опередит в переброске войск после освобождения Херсона. Местность на Донбассе идеальна для обороны, у врага нехватка снарядов, а атаки пехоты научились отбивать еще в Первую мировую. Оказалось, российские войска заранее подготовили уход из-под Херсона и потому пришли раньше под Бахмут. На некоторых участках их встретили наши необстрелянные солдаты, которые не смогли противостоять натиску. Неожиданно выявился дефицит противопехотного оружия, не хватало самых примитивных минометов, а гаубицы без прикрытия зенитных комплексов стали легкой мишенью для вражеских ланцетов.
Снарядный голод нарастает с обеих сторон. Западная промышленность в ближайший год-два не в состоянии обеспечить потребности украинской армии. Но не конницей же будут воевать! Очевидно, на следующем этапе основным оружием будут дроны, и к этой войне российская армия уже сейчас полным ходом готовится, насыщает фронт зенитками, даже с кораблей их снимает. У кого будет больше зениток, тот сможет ослепить противника, уничтожая его дроны. Ну а дальше российская сторона будет полагаться на свое главное преимущество – дармовую живую силу. Российский солдат, в отличие от украинского, не субъектен и воспринимается командованием как расходный материал подобно снарядам. Только снаряды заканчиваются, а живую силу можно пополнять до бесконечности по мере того, как будут подрастать новые призывники. Для боеспособности армии не важно, будет ли солдат демобилизован или убит, потому проще отправлять на верную смерть, а огромные потери, которые наносит наступающим украинская армия, изначально были заложены в планы российского командования.
Путин пообещал каждые полгода отпускать с фронта солдат в отпуск. Это означает, что он поставил новую задачу – затянуть войну до момента, когда в Америке победит Трамп или когда в войну вступит Китай. В соответствии с этой задачей, невзирая на распутицу, российская армия начала наступление на Лиман, Бахмут, Угледар и Авдеевку, чтобы успеть до того, как Украина получит тяжелое вооружение. Задача украинского командования в том, чтобы сдержать наступление врага и сохранить при этом резервы для собственного контрнаступления. После провала под Угледаром основные силы орков брошены на Бахмут, чтобы вынудить Украину использовать эти резервы и тем самым сорвать контрнаступление. Окружая Бахмут, российские войска подставляются под возможный контрудар. Держать оборону им тут неудобно и отступить уже нельзя, так как это обрушит фронт. Единственный вариант – любой ценой взять Бахмут. Тогда им откроется сразу несколько путей для дальнейшего наступления, а нам будет туго. Но пока их войска связаны под Бахмутом, снять оттуда никого они не смогут в случае контрнаступления. Как дальше развиваться события будут – неизвестно. Всех военных экспертов, которые не смогли предсказать нехватку минометов, я перестал слушать. Надеюсь на успешное контрнаступление, но морально готовлюсь, что опять придется читать лекции студентам под обстрелами.
И вот сейчас Китай все же вступил в войну, пока что дипломатически. Но именно дипломатическими методами он часто выигрывал войны, которые не мог выиграть военными. Если сам Си решился приехать к Путину, значит ситуация исключительная. Китаю нужен озлобленный, жаждущий реванша Путин, который после войны полностью попадет под власть китайского императора. Первый шаг уже сделан – Си резко укрепил позиции союзника России – Ирана. Теперь он намерен добиться окончания войны вничью, чтобы позволить Путину восстановить свои силы. В истории уже были примеры того, как Китай воевал не сам, а армиями своих вассалов – «варваров», и вот сейчас ему нужна Россия в качестве ЧВК типа «Вагнера».
Запад принял вызов. Это означает, что война на территории Украины перерастает в мировую войну, которая пока что ведется методами дипломатии и демонстрации силы. Именно в этом контексте следует рассматривать ордер Международного уголовного суда на арест Путина. Еще недавно российского диктатора рассматривали как самостоятельную силу, а теперь – как пешку в дипломатической игре с Китаем. Самое позорное для китайца – потерять лицо, то есть у всех на виду оказаться в недостойном виде. То, что глава самой большой империи в мире едет к своему вассалу, уже не очень хорошо. Теперь оказалось, что он едет к скрывающемуся от правосудия преступнику, ответственному за воровство детей и насилие над ними. И это при том, что уже были подозрения в педофилии.
Сейчас Китай обладает второй армией мира. Это единственная страна, которая может сколь угодно долго поддерживать оружием большую континентальную войну. И вот теперь Си заявляет о себе как о ключевом субъекте мирового переустройства по результатам войны России с Украиной. В ответ на это Запад лишает субъектности самого Путина, вести переговоры с которым теперь позорно. Если Си все же приедет в Россию – дело плохо, значит он мертвой хваткой вцепился, несмотря на потерю лица. Я набросал пост о послевоенном раскладе, перспективах России, и как предотвратить некроимперский реванш в будущем, но сначала посмотрю, приедет ли Си в Россию или нет. Это – одна из ключевых развилок истории.