пятница, 24 февраля 2023 г.

Н. Карпицкий. 24 февраля 2023. Украина. Триста шестьдесят шестой день войны. Ровно год

Пятьдесят пятый пост после начала войны. Уже девять лет как идет война и ровно год, как началось широкомасштабное вторжение. Никому еще не удалось предсказать ход войны, потому что невозможно учесть все факторы. Можно лишь анализировать текущую ситуацию, когда уже определилось, какие факторы оказались решающими. Аналитиков, которые раскладывают возможные варианты событий – слушаю, а тех, кто предсказывает – отправляю в бан. Благодаря выдержке командования Украина получила преимущество: российские войска уже используют резервы, а украинские резервы еще не задействованы. Это дает шанс на победу. Но как учесть все факторы? Никто не предвидел, что под Бахмутом у защитников не окажется достаточно минометов, и вот результат – орки вышли на дорогу между Славянском и Бахмутом, и уже в 25 км от нас. Администрация нашего горда даже призвала к эвакуации. Надеюсь, что командование исправит ошибку. Неизвестно как поведет себя Китай, для которого жизненно важно сохранить режим Путина. Надежды на нашу победу большие, но все равно очень тревожно. А у меня начинаются занятия со студентами, пока дистанционно.

Год назад я встретил войну в Киеве. Уже вечером стало ясно, что вторжение вот-вот начнется. Чувство, как перед падением астроида, когда знаешь, что надвигается апокалипсис, но еще не способен принять это как реальность. С утра посыпались сообщения, все спрашивали, как я там, а я не могу сориентироваться – ноутбук грузится медленно… Началось! Но пока ничего не понятно. Какое соотношение сил? Будет ли тотальная бомбежка? Ожидать штурм или осаду? Многие укрылись в метро с пожитками, собирались там ночевать. Я же смотрел на город с высоты небоскреба под звуки сирены, взвешивая шансы на выживание. Поздно вечером пешком добрался до вокзала и вернулся на поезде в Славянск.

Ночью был штурм Киева, а у меня тут очередное занятие со студентами. Читаю им «Философию человеческого общения». В этот раз присоединилось меньше половины группы, понятно, что у всех шок. Западные аналитики предсказывают падение Киева в ближайшие часы. Все мысли только о том, как в этом тумане войны понять, выживем ли, а тут надо обычную лекцию студентам читать про общение. Что ж, война ведь тоже фактор общения, и я построил лекцию так, чтобы рассказать о своем опыте войны. Для меня война началась в 1995 году, когда я начал участвовать в протестном движении против вторжения в Чечню. Потом много общался с участниками войны с обеих сторон. С 2015 года ездил по прифронтовым городам Украины, когда студенты, что слушали меня сейчас, были еще детьми. Я понимал, что им сейчас важно услышать кого-то, кто ориентируется в происходящем, чтобы почувствовать почву под ногами. На основе своего опыта я набросал разные варианты, чего можно ожидать, но самые оптимистичные из них отпали сразу после слов студентки: «Мы в Северодонецке, сейчас сидим в бомбоубежище. Над нами самолеты. Страшно». А ведь это еще только второй день!

Мы все вместе оказались в незнакомой реальности, когда привычную жизнь больше не вернуть, а впереди неизвестность. Абсолютно непонятно, как будут протекать военные действия и сколько близких или просто знакомых мы вскоре недосчитаемся. Однако учебный процесс никто не отменял, занятия нужно проводить с учетом всех требований. Пока первый шок, надо поддержать студентов, показать своим примером, что жизнь не остановилась, а наши занятия – это то место посередине страшной и непредсказуемой жизни, которое возвращает привычную определенность.

На следующие занятие присоединилось больше студентов, и я смог полноценно раскрыть тему лекции. Девушка из Лисичанска извинилась, что у нее перебои со связью. Идет бомбежка, и она в подвале пытается найти, где лучше ловит вай-фай. Моя задача была не только в том, чтобы что-то рассказать по теме лекции, но поддержать примером своего отношения к происходящему. Я должен был им показать, что в любой ситуации можно рационально мыслить и сохранить уверенность в себе и в своей способности правильно поступать. Поэтому нельзя было преподавать формально, как ни в чем не бывало, ибо это продемонстрировало бы неадекватность ситуации, но также нельзя было сводить занятия к утешительным беседам.

Студентам нужна уверенность в том, что преподаватель держит во внимании их ситуацию и всегда знает, как будет поступать. В начале лекции, когда проговаривают организационные вопросы, я объяснял, как нам быть при любых обстоятельствах, если они останутся без связи или в оккупации. Прежде чем читать лекцию, нужно установить эмоциональный контакт. Каждый раз я спрашивал, где они и в насколько опасной ситуации, потом кратко сообщал об обстановке в Славянске, откуда я веду занятие. Студенты должны знать, что я понимаю их положение и всегда адекватно отреагирую на их ситуацию. Они должны видеть, что я не формально что-то от них требую, но адаптирую задания и требования к их экстремальным условиям.

Вскоре началась эвакуация, и занятия на какое-то время прервали, а когда они возобновились, то это были уже другие студенты – привыкшие к войне. Кто-то оказался отрезанным в зоне боев, не смог выехать из-за интенсивных обстрелов, а кто-то – в зоне оккупации. Выясняю, кто с ними может выйти на связь. Студент из Лимана сказал, что только что недалеко был мощный взрыв, спрашивает, почему мы так быстро привыкаем к такому. Обсудив кратко обстановку, перехожу к теме лекции – философии любви. Прошлый раз обсуждали вопросы, которые касались войны – зло, вина, ответственность, но они не вызвали столь сильного оживления, как эта совсем далекая от войны тема. Мне тогда стало понятно, чем молодежь отличается от нас. Мы сосредоточены на настоящем, где царит ужас войны. Молодое поколение знает, что у них еще вся жизнь впереди, и потому сосредоточены на своем будущем в послевоенное время. Этот естественный оптимизм нужно поддержать, и я старался показать, как знания, которые даю, помогут выстраивать это будущее.

Экзамены принимать в условиях войны непросто. Некоторым студентам, оказавшимся на линии фронта, порой удавалось где-то поймать вай-фай. Были студенты и из Мариуполя. Были и те, кто непосредственно участвовал в боях. Поэтому я должен был всегда оставаться на связи. Иногда приходилось принимать экзамен ночью.

Сегодня у меня первое занятие в этом году. Пока у аспирантов. Студенты подойдут на следующей неделе. Но это уже будут другие люди, чем год назад. За этот год все вокруг меня изменились сильнее, чем могли бы измениться за двадцать мирных лет.