Источник: PostPravda.info. 17.12.2025.
URL: https://postpravda.info/ru/pravda/propaganda/narratywy-o-mieszkancach-donbasu-rus/
URL: https://postpravda.info/ru/pravda/propaganda/narratywy-o-mieszkancach-donbasu-rus/
Российское
имперское сознание воспроизводит агрессивные мифы о жителях Донбасса,
которые кремлевская пропаганда оформила в целостную систему нарративов,
используя для оправдания войны против Украины. Эти нарративы продолжают
воспроизводиться в массовом сознании даже без прямого участия пропаганды
и уже оказывают влияние на решения людей не только в России, но и за её
пределами. Специально для PostPravda.Info Николай Карпицкий
прокомментировал наиболее распространённые из этих мифов, опираясь на
собственные наблюдения за жизнью людей на Донбассе.
Кого поддерживали жители Донбасса после победы Майдана в 2014 г.?
Миф. После победы Майдана в 2014 г. жители Донбасса выступали против киевской власти и призывали на помощь Россию.
Предпосылка мифа. В Донецке проходили пророссийские митинги.
Комментарий. Вопреки провокациям и насилию со стороны сторонников России параллельно с пророссийскими митингами в Донецке весной 2014 года проходили массовые манифестации за единство Украины. 5 марта 2014 г. на центральной площади Донецка под украинскими флагами «в защиту единства Украины» собралось по разным оценкам от 5 до 15 тысяч человек. Были провокации и нападения на демонстрантов. 13 марта 2014 г. на митинг за единство Украины в центре Донецка собралось по разным оценкам от 500 до 1000 человек. Митинг завершился кровавым насилием со стороны со стороны пророссийских активистов. 17 апреля 2014 г. от 3 до 5 тыс. человек собралось на митинг «С молитвой за Украину» в парке Победы в Донецке, который прошел относительно спокойно.
Также за единство Украины высказалось большинство церквей Донбасса. 25 февраля 2014 года по инициативе Межконфессионального совета церквей Донецка и Донецкой области начался межконфессиональный молитвенный марафон «За мир, любовь и целостность Украины». Каждый день в центре Донецка проводилась коллективная молитва, в которой участвовали представители православия, католичества, протестантизма и ислама. Марафон продолжался до августа 2014 года, когда серия арестов его участников вынудила уйти с площади.
Миф. Жители Донбасса высказались за независимость от Украины на референдуме 2014 г.
Предпосылка мифа. Пророссийские боевики 7 апреля 2014 в Донецке провозгласили т.н. «Донецкую народную республику», а 11 мая 2014 организовали референдум в поддержку своего решения. Выглядело так, что на референдум пришло много людей, однако реальное число проголосовавших установить невозможно.
Комментарий. Референдум, организованный пророссийскими боевиками, был как нелегальным, поскольку не имел юридического основания, так и нелегитимным, поскольку в отношении его проведения отсутствовало гражданское согласие. Настоящий референдум предполагает предварительную общественную дискуссию, которой в этом случае не было. Поэтому он по форме организации был не референдумом, а опросом общественного мнения. Более того, многие его участники не понимали, за что голосуют, и каждый вкладывал свой смысл. Однако участие в этом мероприятии создавало иллюзию влияния на ситуацию, что явилось результатом защитного психологического механизма от страха перед будущим. Для многих это было единственной причиной прийти на «референдум».
Кто ответственен за террор жителей Донбасса?
Миф. После победы Майдана в 2014 г. новая власть в Киеве начала репрессии против жителей Донбасса, что стало поводом начала борьбы за отделение от Украины.
Предпосылка мифа – пропагандистские вбросы в информационное пространство, которые не подтвердились.
Комментарий. Со стороны сторонников единства Украины нет зафиксированных случаев идеологически мотивированных пыток или убийств жителей Донбасса, в то время как со стороны сторонников России таких примеров можно привести много.
Первый акт массового насилия на идеологической почве был совершен 13 марта 2014 г. участниками пророссийского митинга, которые напали на манифестантов за единство Украины, покалечили несколько десятков человек и убили 22-летнего парня Дмитрия Чернявского. 24 мая 2014 года боевики разгромили палатку молитвенного марафона, а один из его участников – пастор донецкой евангельской церкви «Ассамблея Божия» Сергей Косяк – был временно задержан и избит. 4 июля 2014 года Пророссийская группировка «Русская православная армия» взяла в плен другого участника марафона греко-католического священника Тихона Кульбаку. Страдая диабетом, о. Тихон без лекарств провел 12 дней в плену, подвергался пыткам, выжил чудом. 8 июня 2014 г. в Славянске пророссийские боевики под командованием Игоря Гиркина похитили, жестоко пытали и расстреляли четырех членов пятидесятнической церкви «Преображение Господне»: двух дьяконов – Виктора Брадарского и Владимира Величко, а также двух сыновей пастора – Рувима и Альберта Павенко. 8 августа 2014 года был похищен пастор, участник молитвенного марафона Александр Хомченко, которого подвергали в течение четырех дней жестоким истязаниям. Здоровье пастора так и не восстановилось, и 14 февраля 2018 года он умер. Подробных случаев много, но далеко не все попадали в СМИ.
Миф. Украина восемь лет обстреливала жителей Донбасса.
Предпосылка мифа. Рассказы от жителей Донбасса о том, как их обстреливала Украина.
Комментарий. Пророссийские силы на Донбассе могли вести боевые действия только при полном снабжении и технической поддержке со стороны России, и именно это обстоятельство было причиной продолжающихся боевых столкновений. Вместе с тем можно выделить две причины, почему до широкомасштабного вторжения в результате артиллерийских перестрелок вдоль линии фронта нередко происходили попадания в жилые кварталы, в том числе и от «дружественного огня». Во-первых, во время подобных перестрелок обе стороны активно маневрировали, стараясь избежать ответного огня, и нередко стреляли «на упреждение», чтобы накрыть предполагаемые позиции противника. Во-вторых, использовались артиллерийские снаряды и ракеты РСЗО с истекшим сроком годности, что часто приводило к отклонениям от расчётной траектории и непредсказуемым попаданиям. Многие свидетельства очевидцев основаны на произвольном обобщении, когда все обстрелы приписываются той стороне, которую они не поддерживают.
Помимо случайных разрушений, имели место и намеренные провокации со стороны пророссийских вооружённых формирований с целью поддержания определённого уровня боевой активности, поскольку от этого зависело их материальное обеспечение.
Украинская сторона ввела особый правовой режим зоны проведения «антитеррористической операции» (АТО) и закрепила нормы обеспечения и правовые гарантии для военнослужащих. Россия же не ввела аналогичный правовой режим: выплаты за участие в боевых действиях производились в виде надбавок «за особые условия военной службы». Таким образом, для пророссийских формирований существовал материальный стимул поддерживать интенсивность боевых действий, в том числе путём обстрелов мирных жителей, чтобы спровоцировать ответный огонь.
Тактика тотального разрушения городов во время их штурмов стала применяться российской стороной на Донбассе с 2022 года после начала широкомасштабного вторжения. Украинская сторона никогда не применяла подобную тактику.
Политические традиции жителей Донбасса
Миф. Большинство жителей Донбасса всегда голосовало за пророссийские партии, что свидетельствует о желании быть с Россией, а не с Украиной.
Предпосылка мифа. На парламентских выборах 26 октября 2014 г. в Донецкой области по партийным спискам победил считавшийся пророссийским «Оппозиционный блок», набрав 38,9 %. На втором месте был «Блок Петра Порошенко» – 18,2 %, а на третьем – Коммунистическая партия Украины – 10,2 %. В одномандатных округах Донецкой области очень часто побеждали бывшие члены Партии регионов, считавшиеся пророссийскими. На парламентских выборах 21 июля 2019 г. по партийным спискам победила «Оппозиционная платформа – За жизнь», набрав 41,77 %, также считавшая пророссийской.
Комментарий. Эти выборы показывали вовсе не пророссийские настроения, а запрос на поиск компромисса с Россией, чтобы можно было не бояться войны и спокойно ездить к родственникам на оккупированную территорию. Жители Донецкой области по умолчанию принимали местный политический дискурс, который им понятен, и уже внутри него выбирали тех, кто, по их мнению, занимает умеренную позицию. В этом проявлялось утопическая мечта о восстановлении пространства без границ, как было в Советском Союзе. Широкомасштабное вторжение показало многим жителям Донбасса утопичность их мечты об «открытом» общем пространстве.
Идентичность жителей Донбасса и влияние российской идеологии
Миф. Жители Донбасса хотят в Россию, потому что считают себя русскими.
Предпосылка мифа. Миф создан российской пропагандой, на основе произвольного обобщения отдельных настроений.
Комментарий. На Донбассе исторически преобладала местная идентичность, в соответствии с которой люди отождествляют себя с родным селом или общиной, а не со страной. Советская идеология навязывала идентификацию с искусственной общностью – «советским народом», от которой сейчас осталась только ностальгия по общему пространству без границ, где жили друзья и родственники. Подобно тому как господство коммунистических убеждений в советский период не изменило идентичность жителей Донбасса, распространение пророссийских настроений также не могло ее изменить и сформировать какую-либо русскую или российскую идентичность.
Многие жители Донбасса по-прежнему сохраняют местную идентичностью, и с этой позиции оценивают, что им может дать Украина или Россия. Под влиянием больше мощной российской пропаганды часть населения поддерживает Россию, но после вторжения таких людей становится меньше. Их ориентация скорее идеологическая, чем национальная: они все равно не ощущают себя россиянами. Вместе с тем война на Донбассе ускорила развитие украинской гражданской идентичности, а волонтерство и появление вынужденных переселенцев способствуют ее укреплению и развитию связей между регионами.
Таким образом, на Донбассе нет разделения по этническому признаку – всех объединяет местная идентичность, на основе которой формируется новая украинская гражданская общность.
Миф. Жителей Донбасса притесняют за стремление говорить по-русски.
Предпосылка мифа. Исключительно российская пропаганда, никак не связанная с реальностью.
Комментарий. Для большинства жителей Донбасса язык не являлся признаком идентификации, ни местной, ни украинской. Они не видят никаких проблем, связанных с языком, прекрасно понимают украинский язык, в повседневности общаются на русском или на суржике. Хотя не все могут писать на литературном украинском, но это уже проблема образования, которая решается, и теперь молодежь Донбасса владеет украинским языком значительно лучше, чем старшее поколение. С началом полномасштабного вторжения значимость украинского языка повышается, и он все чаще используется в общении.
Миф. Жители Донбасса поддерживают Россию вопреки мощной украинской пропаганде.
Предпосылка мифа. Жители Донбасса больше доверяют российским телеканалам, чем украинским.
Комментарий. До начала широкомасштабного вторжения значительная часть жителей Донбасса доверяла российским телеканалам – это объясняется рядом причин.
Во-первых, в отличие от России, где политическая пропаганда централизована, украинское медиапространство хаотично и многообразно, и в нем было трудно ориентироваться людям, привыкшим со времён СССР к тому, что телевидение транслирует единую точку зрения. Российская пропаганда им более понятна, так как напоминает советскую.
Во-вторых, влияние России в украинском медиапространстве ощущалось даже после начала войны на Донбассе. До февраля 2021 года ряд украинских телеканалов находился под контролем или влиянием близкого к Путину политика Виктора Медведчука – среди них «112 Украина», NewsOne и ZIK.
В-третьих, российская пропаганда искусно использовала тот факт, что формирование национального самосознания в разных регионах Украины происходило неравномерно. У многих жителей Донбасса сохранялась ностальгия по открытому пространству без границ, которое раньше ассоциировалось с Советским Союзом, а сейчас – с Россией.
Всё это привело к тому, что значительная часть населения Донбасса оказалась под влиянием российской пропаганды подобно тому, как ранее она находилась под воздействием советской идеологии. Однако эта идеологическая зависимость не изменила их подлинную идентичность ни в советский период, ни сегодня, поскольку природа идентичности принципиально отличается от природы идеологии.
Идеология требует лишь внешнего согласия с определённой позицией, тогда как идентичность – это форма осознания себя. От идеологии можно отказаться, как от навязанной извне точки зрения, что и произошло в период распада СССР, когда многие бывшие коммунисты стали демократами. От идентичности же можно отказаться только через глубокую трансформацию личности.
Российские руководители не способны ни изменить, ни понять чужую идентичность. Они исходят из ложного представления, будто любой житель Украины, временно оказавшийся под воздействием их идеологии, автоматически становится «россиянином», и это якобы даёт им право на оккупацию территории, где тот живёт. Однако, несмотря на то что многие дончане действительно попадали под влияние российской идеологии, большинство из них решительно против включения Донбасса в состав России и возмущены разговорами об «обмене территориями» ради прекращения огня.
Предпосылка мифа. Исключительно российская пропаганда, никак не связанная с реальностью.
Комментарий. Для большинства жителей Донбасса язык не являлся признаком идентификации, ни местной, ни украинской. Они не видят никаких проблем, связанных с языком, прекрасно понимают украинский язык, в повседневности общаются на русском или на суржике. Хотя не все могут писать на литературном украинском, но это уже проблема образования, которая решается, и теперь молодежь Донбасса владеет украинским языком значительно лучше, чем старшее поколение. С началом полномасштабного вторжения значимость украинского языка повышается, и он все чаще используется в общении.
Миф. Жители Донбасса поддерживают Россию вопреки мощной украинской пропаганде.
Предпосылка мифа. Жители Донбасса больше доверяют российским телеканалам, чем украинским.
Комментарий. До начала широкомасштабного вторжения значительная часть жителей Донбасса доверяла российским телеканалам – это объясняется рядом причин.
Во-первых, в отличие от России, где политическая пропаганда централизована, украинское медиапространство хаотично и многообразно, и в нем было трудно ориентироваться людям, привыкшим со времён СССР к тому, что телевидение транслирует единую точку зрения. Российская пропаганда им более понятна, так как напоминает советскую.
Во-вторых, влияние России в украинском медиапространстве ощущалось даже после начала войны на Донбассе. До февраля 2021 года ряд украинских телеканалов находился под контролем или влиянием близкого к Путину политика Виктора Медведчука – среди них «112 Украина», NewsOne и ZIK.
В-третьих, российская пропаганда искусно использовала тот факт, что формирование национального самосознания в разных регионах Украины происходило неравномерно. У многих жителей Донбасса сохранялась ностальгия по открытому пространству без границ, которое раньше ассоциировалось с Советским Союзом, а сейчас – с Россией.
Всё это привело к тому, что значительная часть населения Донбасса оказалась под влиянием российской пропаганды подобно тому, как ранее она находилась под воздействием советской идеологии. Однако эта идеологическая зависимость не изменила их подлинную идентичность ни в советский период, ни сегодня, поскольку природа идентичности принципиально отличается от природы идеологии.
Идеология требует лишь внешнего согласия с определённой позицией, тогда как идентичность – это форма осознания себя. От идеологии можно отказаться, как от навязанной извне точки зрения, что и произошло в период распада СССР, когда многие бывшие коммунисты стали демократами. От идентичности же можно отказаться только через глубокую трансформацию личности.
Российские руководители не способны ни изменить, ни понять чужую идентичность. Они исходят из ложного представления, будто любой житель Украины, временно оказавшийся под воздействием их идеологии, автоматически становится «россиянином», и это якобы даёт им право на оккупацию территории, где тот живёт. Однако, несмотря на то что многие дончане действительно попадали под влияние российской идеологии, большинство из них решительно против включения Донбасса в состав России и возмущены разговорами об «обмене территориями» ради прекращения огня.
