Источник: Postimees.ee 12.11.2025.
Россия сохраняет инициативу и добивается успехов на фронте еще и потому, что и Украина, и страны Запада каждый раз оказываются неготовыми к следующему витку военной эскалации в Европе. Можно выделить четыре таких витка: оккупация Крыма (2014), вторжение на восток Украины (2014), широкомасштабное вторжение в Украину (2022) и переход к войне на истощение (2023). Будет ли пятый виток военной эскалации: вторжение в страны Балтии?
Здравый смысл неприменим в анализе действий России
На каждом этапе Россию можно было остановить. В 2014 году Россия еще не была готова к широкомасштабной войне, но Запад, вместо военной помощи Украине, склонял ее к капитуляции в рамках минского формата. Российская армия образца 2022 года не могла угрожать Западу и была разгромлена в Украине, однако Запад не воспользовался шансом и допустил переход к затяжной войне на истощение, к которой Украина тоже не готовилась.
Сейчас соотношение военных сил изменилось в пользу России, и когда она завершит масштабную реформу вооруженных сил, военное отставание Европы еще больше возрастет.
Профессиональные аналитики, широкая общественность и политическое руководство - как в Украине, так и на Западе - ошибались в оценках, потому что исходили из того, что есть здравый смысл: это понимание собственных интересов с учетом реальности, и каждый действует в своих интересах. Война невыгодна не только с точки зрения интересов России, но даже с точки зрения эгоистических интересов представителей российской власти.
С точки зрения здравого смысла представлялось, что Путин не начнет войну, поскольку и так имеет все, что хочет: получает баснословные доходы от продажи углеводородов, обладает огромным влиянием на международной арене, его единоличной власти ничего не угрожает, а Украина находится в экономической зависимости. Какой смысл рисковать всем, развязывая войну, от которой только убытки?
Любая оценка событий, хоть на уровне бытовых представлений, хоть и на уровне научного анализа, всегда дается в определенной картине мира. Казалось бы, людям не нужна война, но мы видим, что поток добровольцев в российскую армию не иссякает, и не видим массового осуждения войны в России. Без такой пассивной поддержки Россия не могла бы так долго продолжать войну. Поддержка войны объясняется тем, что картина мира Путина уже установлена и в массовом сознании россиян.
Картина мира советского и российского зазеркалья
Существует два типа картин мира.
1. Картина мира, адекватная реальности. В основе этого типа лежит принцип соответствия той или иной стороне реальности. Например, в основе физической картины мира лежит принцип соответствия результатам наблюдений и экспериментов, а в основе картины мира современных западных политиков - соответствие действий и убеждений экономическим и политическим интересам.
2. Оторванная от реальности картина мира. Здесь истинность любого суждения проверяется соответствием не реальности, а самой картине мира. Если факты не удается в нее встроить, то они игнорируются. Такая картина мира должна быть целостной, чтобы заменить собой реальность.
В первом случае сознание человека направлено непосредственно на реальность, а во втором - на образ этой реальности. Проведем аналогию. Одни операционные системы работают непосредственно с компьютером как материальным носителем, другие - с виртуальной машиной - образом этого компьютера, созданной в виртуальной среде.
Казалось бы, такая операционная система работает независимо от физического компьютера, однако в случае его поломки перестает работать и вся виртуальная среда. Нечто подобное происходит и в социальном пространстве.
Оторванная от реальности картина мира может быть полностью фантастической, как, например, в «Обществе плоской Земли», а может зеркально отображать реальность и благодаря этому быть достаточно целостной, чтобы конкурировать с картиной мира, адекватной реальности. Целостность картины мира советского зазеркалья обеспечивалась тем, что она системно отражала внешние явления, изменяя их значение на противоположное: что во всем мире считалось недопустимым, в советской системе - необходимым, и наоборот.
Свобода предпринимательства оценивалась как эксплуатация, а однопартийная диктатура - как народовластие; советская цензура - как свобода слова, а свобода слова на Западе - как манипуляция общественным мнением и т.д.
Однако тот факт, что уровень жизни простых людей на Западе был значительно выше, чем в Советском Союзе, никак не укладывался в советскую картину мира, и людей решили просто обмануть. Когда на фоне экономического кризиса у них появилась возможность сравнивать свою жизнь с жизнью на Западе, целостность советской картины мира разрушилась, а вслед за этим развалился и Советский Союз.
Российская пропаганда выглядит более рыхлой и эклектичной по сравнению с советской, но именно благодаря этому она способна игнорировать противоречия и встроить почти любой факт в зазеркальную картину мира.
Внутри российского зазеркалья вслед за изменением оценки фактов изменяются и сами факты. Например, сначала независимость Украины оценивается как зло и угроза России, затем в соответствии с этой оценкой нападение России на Украину воспринимается как «ответную меру» - будто это Украина первой напала. Таким образом, собственная агрессия приписывается жертве.
В первые недели широкомасштабного вторжения украинцы испытали шок от того, что российская армия целенаправленно бьет по жилым кварталам, но еще больший шок от того, что их близкие родственники не только им не верят, но еще и навязывают свою интерпретацию: «Это все ради вас! Подождите, скоро наши освободят вас от нацистов!»
Сталинисты поддерживали целостность своей картины мира либо отрицая факты, либо приписывая им противоположное значение. В ответ на публикации о масштабах сталинских репрессий они говорили либо: «Не было этого!», либо: «Мало было, надо было больше расстреливать!»
В российском массовом сознании эти два принципа задействованы одновременно: с одной стороны, отрицается свидетельство очевидцев войны, с другой - сама война оценивается позитивно. Благодаря этому зазеркальная картина мира таких россиян настолько прочна, что переубедить их практически невозможно. Поэтому большинство украинцев считает общение с ними бессмысленным.
В российском зазеркалье страны Балтии - аванпост западной цивилизации
Если адекватный человек реагирует на событие непосредственно, то носитель российского массового сознания - лишь после того, как оно отобразится в зазеркалье. То есть мыслительный процесс запускается не в момент, когда человек узнает новые факты, а тогда, когда эти факты получают новую интерпретацию в зазеркальной картине мира. По этой задержке реакции его всегда можно узнать, даже если он маскируется под адекватного человека.
По этой же причине Россия не будет нападать на страну, пока российские пропагандисты не поместят ее в центральную часть российского зазеркалья - на место, предназначенное для врага. Сейчас это место занимает Украина.
В российской картине мира страны Балтии - аванпост западной цивилизации на исторической территории России. Поэтому нападение на них будет поддержано российским обществом так же, как нападение на Украину. Однако в данный момент страны Балтии находятся на периферии российской пропаганды, поэтому в ближайшее время нападения на них ожидать не стоит, хотя военные приготовления к этому продолжаются.
Прежде чем напасть, в российском информационном поле должны заговорить о литовских, латвийских или эстонских «нацистах». Эта вызванная пропагандой задержка позволит заранее распознать очередную военную агрессию России.
Чтобы вовремя оценить реальную угрозу новой войны, бессмысленно анализировать экономические условия или политические интересы России, поскольку действия российских властей все равно не подчиняются логике адекватных людей. Вместо этого нужно следить за процессами в массовом российском сознании.