Источник: PostPravda.info. 23.09.2024.
Война стремительно меняет сознание людей. Эти изменения как через лупу видны в религиозных общинах, которые ранее дистанцировались от политической жизни и проповедовали пацифизм, а теперь поддерживают ВСУ. Если до войны российские и украинские единоверцы «Харе Кришна» не осознавали различий между собой, то теперь они будто на разных планетах живут. Утратив общий язык общения, они перестали понимать друг друга.
Движение «Харе Кришна»: пацифисты или воины?
Движение «Харе Кришна» проповедует принцип ненасилия – ахимсу. Его представители – вайшнавы, или как их еще называют, кришнаиты, – вегетарианцы, отказываются убивать не только людей, но и животных. Поэтому правительство Украины признало за ними, право на альтернативную гражданскую службу. Движение «Харе Кришна» зародилось в Бенгалии в XVI веке, а во второй половине XX века распространился по всему миру, в том числе и в Украине. Его самое большое объединение в Украине – «Общество сознания Кришны», но есть и другие, родственные ему. Все они происходят из одного корня и между ними нет противоречия.
Различаются они лишь «религиозным вкусом». Кришнаиты проповедуют любовь к единому Богу, которого называют Кришной, и практикуют повторение мантры «Харе Кришна». Все, что кришнаит делает в своей повседневной жизни, даже когда умывается или готовит еду, он делает это для Кришны, чтобы порадовать Бога. В такой жизни просто нет места насилию.
До войны трудно было представить, что эти мирные люди, танцующие в индийский одеяниях на улицах украинских городов, превратятся в воинов. Сколько их сейчас в ВСУ? Точно сказать сложно, так как у кришнаитов нет учета членов. Духовное руководство Украины говорит, что точно знает о 80-ти, а руководитель проекта «Духовная материя», адепт движения «Харе Кришна» и офицер ВСУ Михаил Ташков, сообщает, что установил 136 воина-кришнаита, а всего их может быть более двухсот.
Для относительно небольшой «пацифистской» религиозной общины это много, ведь до войны их всего в Украине было около 40 тыс., а сейчас, возможно, раза в два меньше. Михаил Ташков говорит, что уже известно 29 погибших военных кришнаитов, еще четверо пропало без вести и один в плену. Его проект «Духовная материя» направлен на поддержку богословского обоснования необходимости с оружием защищать свою страну, и с этой позиции он вместе со своими единомышленниками ведет жесткую полемику с руководством общины. Так что же побуждает представителей «пацифистской» религии добровольно идти воевать с агрессором?
Последователи Харе Кришна, погибшие на войне в Украине. Фото: Фейсбук
Взгляд на войну в движении «Харе Кришна»
Движение «Харе Кришна» – это одно из течений индуизма. В соответствии с индуистскими представлениями миром управляет всеобщий нравственный закон – дхарма, который одновременно проявляется и как внутренний долг, причем у каждого человека свой согласно его внутренней природе. У духовных людей дхарма – познавать истину, отдаваться служению Богу, у воинов – защищать слабых, у земледельцев, торговцев – обеспечивать материальную жизнь.
В соответствии с этим в Индии сложилось представление о варнах. Это что-то вроде сословий. Варна жрецов – брахманы, варна воинов – кшатрии, варна земледельцев и купцов – вайшьи. В одних течениях индуизма считают, что варны определяются по рождению, однако в движении «Харе Кришна» считается, что варны – это показатель личностных качеств человека, которые не зависят, от того, в какой семье он родился. Благодаря такому пониманию к движению могут присоединяться люди разных национальностей со всех стран.
«Харе Кришна» – это брахманическое движение, ориентированное исключительно на духовную жизнь, цель которого в преданном служении Богу. Поэтому его адепты мало участвовали в общественной жизни, ведь такое участие – долг кшатрия, а не брахмана. Политические убеждения кришнаитов, как правило, те же, какие у них были до присоединения к движению, и в целом отражают настроения в обществе. Религиозные лидеры обычно занимают нейтральную позицию по политическим вопросам и стараются все политические споры вынести за пределы жизни общины. К войнам они относились как к неизбежному злу.
Согласно ведическим представлениям мы живем в эпоху войн, то есть в кали-югу, а спасение достигается только через преданное служение Богу. Однако когда 24 февраля 2022 года началось широкомасштабное вторжение России, украинским кришнаитам стало понятно, что это не просто одна из войн кали-юги на периферии их страны, это геноцидная война против всех украинцев, война на уничтожение. Сейчас в Украине никто не в безопасности, кришнаиты гибнут так же, как и другие украинцы. Оккупанты разрушили три кришнаитских храма. В Херсонской области пьяный российский солдат без всякой причины расстрелял кришнаитскую семью прямо в их доме. На данный момент известно о гибели пяти цивильных кришнаитов, но сколько их погибло всего – пока неизвестно.
Если раньше полная сосредоточенность на Боге и отрешенность от материальных проблем воспринималась как признак духовности, то в контексте геноцидной войны воспринимается противоположным образом – как моральный релятивизм. Ведь такая полная отрешенность, когда вокруг тебя гибнут люди, дети, демонстрирует равнодушие к страданиям и неготовность взять ответственность за то, что происходит вокруг тебя. А нужен ли Богу такой безответственный адепт?
Так в среде украинских кришнаитов возникло разделение между теми, кто считает, что нужно вести религиозную жизнь как прежде, и теми, кто считает, что нужно активно участвовать в защите своей страны. Острая полемика между ними сопровождается порой несправедливыми обвинениями друг друга. Однако и те, и другие против агрессии России, спор только в том, нужно ли бороться с этой агрессией, и в какой форме бороться. Со сторонниками откровенно пророссийской позиции украинские кришнаиты даже не вступают в дискуссию, поэтому раскол между украинскими и российскими кришнаитами уже невозможно преодолеть.
Отношения между украинскими и российскими кришнаитами
До войны украинские и российские кришнаиты не ощущали различий между собой и не обращали внимания, что в России установилась диктатура. Во всяком случае до 2011 года, когда российские власти предприняли неуклюжую попытку запретить «Общество сознания Кришны». С этой целью в сибирском городе Томске ФСБ инициировала суд, чтобы признать священную книгу кришнаитов экстремистской. В то время в Томске еще оставались остатки гражданского общества, которое поддержало кришнаитов, но решающую роль сыграла поддержка общественности и правительства Индии. Священную книгу удалось защитить.
Украинские кришнаиты морально поддерживали своих российских единоверцев, и для них стало шоком, что их духовные братья, которые сами едва не стали жертвами репрессий со стороны российской власти, подержали в 2014 году оккупацию Крыма и военное вторжение на востоке Украины. Сначала украинские кришнаиты старались достучаться до разума своих российских единоверцев, однако сейчас подобные попытки окончательно прекратились. Дело в том, что экзистенциальный опыт войны между ними настолько различен, что они просто не понимают друг друга даже в том случае, когда и те, и другие выступают за Украину и против войны.
Для украинских кришнаитов очевидно, что Россия ведет войну против всех украинцев на уничтожение, что это – особая война, которая отличается от любых других войн тем, что ведется не ради какой-то политической выгоды, а ради уничтожения Украины и украинской идентичности. Однако даже для тех российских кришнаитов, которые против войны и всей душой сочувствуют своим украинским единоверцам, это всего лишь одна из войн кали-юги, которую ведет не Россия, а российская власть якобы отдельно от России.
Этот разрыв в восприятии войны делает невозможным общение даже между теми, кто против политического режима в России. Большинство же российских кришнаитов стараются придерживаться позиции нейтралитета, который легко переходит в моральный релятивизм и уравнивание жертвы и агрессора. Наиболее распространенные суждения: «В конфликте все виноваты, и Россия, и Украина, и Запад»; «Вайшнавы не должны вовлекаться в политику»; «Воюют демоны с демонами, а вайшнавы должны оставаться нейтральными»; «Война – наказание за то, что люди едят мясо, виновны все, невиновных – нет».
Верующие Харе Кришна в Украине. Фото: Фейсбук
Наряду со сторонниками такой нейтральной позиции морального релятивизма в среде российских кришнаитов много таких, кто доверяет российской пропаганде. В войне они обвиняют либо Украину, в которой якобы притесняют русских, либо Запад, который якобы воюет против России руками Украины. Есть и такие, кто видит в этом мировой заговор «архитекторов», которые тайно управляют миром. Предоставления пророссийских кришнаитов о том, что творится в Украине, абсурдно и гротескно. Например, я знаю одного российского кришнаита, который утверждал, будто в Харькове ловят русских, а потом прибивают российские паспорта к разным частям их тела. При этом он категорически отказывается общаться со своими украинскими единоверцами.
Однако с началом широкомасштабной войны украинские кришнаиты столкнулись с еще одной проблемой. Дело в том, что в движении «Харе Кришна», как и в индуизме в целом, гуру, то есть собственный духовный учитель, имеет абсолютный авторитет. Считается, что через него действует сам Бог. Однако до войны в Украине своих учителей не было, и инициацию украинских кришнаитов проводили учителя из других стран, в том числе и из России, а именно, Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев) – духовный руководитель Общества сознания Кришны в России, а также Чайтанья Чандра Чаран дас (Александр Хакимов).
Вадим Тунеев ушел с руководящего поста российского объединения «Общества сознания Кришны», эмигрировал и морально поддерживает Украину и украинских единоверцев, а вот Александр Хакимов занял противоположную позицию. Мало того, что он распространял нарративы российской пропаганды, будто Украина 8 лет бомбила Донбасс, так он еще призвал российских кришнаитов подчиниться указу о мобилизации, заявив, что воевать – это долг, воля Кришны, и если вайшнав погибнет, воюя против Украины, то это будет славная смерть, которая очистит его от кармы.
К сожалению, Александр Хакимов имеет множество учеников в Украине, многие из которых абсолютно не согласны с его позицией, но не могут отказаться от учителя, ибо это противоречит вероучению. Так украинские кришнаиты оказались перед богословским вызовом – как объяснить, что духовное лицо, учитель, через которого действует сам Бог, занимает демоническую позицию? Ситуация немного улучшилась, когда весной 2024 года духовный лидер Общества сознания Кришны в Украине и Молдове Ачьюта Прия (Артем Чумаченко) стал гуру (учителем) с правом давать инициацию, и одновременно было запрещено давать рекомендации на инициацию у российских учителей. Однако как быть с теми, кто уже принял инициацию у Александра Хакимова – вопрос открытый.
Преобладающие тенденции в среде кришнаитов
Точно оценить преобладающие тенденции в среде кришнаитов сложно, однако можно с уверенностью говорить о настроениях среди тех кришнаитов, которые присутствуют в Интернете. Научный сотрудник Института востоковедения НАН Украины Юлия Филь в апреле 2024 года провела опрос в Интернете, чтобы выявить, как повлияла война на отношения между украинскими и российскими кришнаитами. Более трети украинских кришнаитов вообще не хотят иметь никаких контактов с российскими единоверцами (36,7 %), и еще чуть менее трети готовы восстановить отношения только при условии, если их российские единоверцы возьмут ответственность за преступления России в Украине. То есть две трети кришнаитов занимают радикальную проукраинскую позицию и не готовы идти ни на какие компромиссы ради общения.
Представить такую принципиальность по политическим вопросам до войны было просто невозможно. Война сильно изменила кришнаитов. Лишь 13,3 % ответили, что необходимо восстанавливать общение с россиянами, оставляя в стороне политические вопросы. Если в начале войны украинские кришнаиты активно вели дискуссии в соцсетях, пытаясь переубедить своих российских единоверцев, то сейчас такое намерение высказывают лишь 5 %. Это отвечает общему настроению в украинском обществе в целом, где стремление переубеждать россиян стало маргинальным. Позиция, что ради общения нужно согласиться с позицией россиян отображается где-то в районе статистической погрешности – менее 2 %.
Как показывает опрос российских кришнаитов г. Томска, настроения там иные. Чуть более половины (52 %) занимают позицию политической нейтральности и выступают за восстановление общения с украинскими единоверцами, не касаясь политических вопросов. Чуть более четверти (27 %) считают, что нужно идти на встречу украинским единоверцам, признавая их правоту. Остальные занимают пророссийскую позицию: чуть более десяти процентов (11,5 %) считают, что с украинскими единоверцами вообще не нужно общаться, и еще 10 % считают, что нужно пытаться их убеждать в правоте России.
Думаю, эти цифры отражают ситуацию общественного сознания в Томске в целом, который является университетским городом и культурным центром. В депрессивных городах России ситуация наверняка намного хуже, думаю, там беспросветно господствует российская пропаганда ненависти к Украине. Геноцидная война меняет всех, и уже очевидно, что ни движение «Хари Кришна», ни другие религии в Украине не останутся прежними. Споры и кризисы внутри религиозных общин отражают аналогичные споры и кризисы в украинском обществе в целом, и будущее Украины определиться в зависимости от того, как она преодолеет эти внутренние противоречия.