Источник: PostPravda.info. 18.08.2025.
Кремль требует от всех религиозных конфессий безоговорочной лояльности, включая тех, которые систематически притесняет. В 2014 году, во время вторжения России в Крым и восточную Украину, Кремль еще вполне устраивала декларация политического нейтралитета со стороны российских религиозных объединений при условии, что они не высказываются в поддержку Украины и своих украинских единоверцев. Однако после начала широкомасштабной войны Кремль потребовал от них большего – религиозного оправдания войны против Украины. 29 марта 2022 года в здании Госдумы представители различных конфессий общими усилиями сформировали основу нового вероучения – манихейского некроимпериализма, суть которого в том, что Россия вновь должна стать великой империей, чтобы уничтожить «зло», воплощаемое Западом и Украиной. Эта новая квазирелигия несовместима с подлинной религиозностью, о какой конфессии бы ни шла речь.
Дискриминация и репрессии против религиозных организаций в России
С крушением Советского Союза в России установилась беспрецедентная в её истории свобода вероисповедания. Однако с приходом к власти Владимира Путина стала насаждаться концепция «традиционных религий России», в рамках которой все другие конфессии воспринимались как неполноценные и подвергались притеснениям – сначала малозаметным, но с каждым годом всё более усиливающимся.
Война в Чечне спровоцировала репрессии и против мусульман, несмотря на то что ислам относится к числу «традиционных» религий. Ради карьерных и материальных выгод – продвижения по карьерной лестнице, премий – сотрудники ФСБ начали искать «экстремистов» и в других регионах. В результате, список экстремистских материалов, запрещённых в России, стал пополняться трудами мусульманских богословов и философов, которых изучают во всем мире. Под запрет попал даже один из переводов Корана.
Однако включение в список экстремистских организаций любой «нетрадиционный» конфессии открыло бы спецслужбам России простой способ улучшать статистику «успешной работы». В 2011 году прокуратура по инициативе ФСБ инициировала суд против священной для последователей индуизма книги «Бхагавад-гита» с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны (англ. International Society for Krishna Consciousness – ISKCON) Шрилы Прабхупады. Если бы суд признал книгу экстремистской, то быть кришнаитом в России стало бы уголовным преступлением, за которое предусматривался бы длительный срок заключения. Благодаря протесту гражданского общества Томска и поддержке Индии планы ФСБ и прокуратуры были сорваны, что отсрочило, но не предотвратило начало религиозных репрессий.
В 2016 году были приняты поправки к законодательству (так называемый «пакет Яровой»), которые ограничили возможность публичного распространения религиозных убеждений, ужесточили наказания и расширили полномочия спецслужб. В 2017 году Верховный суд РФ признал организацию Свидетелей Иеговы экстремистской, а её последователей стали приговаривать к лишению свободы. Наиболее тяжёлые приговоры (7–8,5 лет) стали регулярными с 2021 года. Подобная угроза нависла и над другими религиозными организациями, объявленными «нетрадиционными».
Говорить правду или приспосабливаться?
В то время как украинские пятидесятники пользуются полной религиозной свободой, то их единоверцы в России были вынуждены постоянно оглядываться на отношение к ним властей. Казалось бы, это должно побудить к критическому взгляду на российскую политику.
В 2014 году церковное руководство украинских и российских пятидесятников провело ряд встреч, чтобы выработать общую позицию в отношении вторжения России в Крым и на восток Украины. Украинские пятидесятники исходили из того, что церковь должна быть глашатаем истины и обязана рассказывать правду о страданиях людей в результате агрессии России. В ответ российские пятидесятники заявляли, что они – «вне политики» и «всех любят», а потому не считают нужным обсуждать войну и действия российской власти не только публично, но даже в частных разговорах. Вскоре стороны убедились в бессмысленности подобных встреч и общение между украинскими и российскими пятидесятниками прекратилось. Подобный процесс происходил и среди последователей других религий.
Новая квазирелигия: Вашингтон – логово сатаны, а мы будем великой империей!
С началом широкомасштабного вторжения в Украину российскую власть больше не удовлетворял «нейтралитет» религиозных организаций, и она потребовала не просто поддержки, а религиозного обоснования войны против Украины. С этой целью 29 марта 2022 года в помещении Государственной Думы Российской Федерации были собраны представители разных религий на круглый стол «Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке». Участники должны были выработать какую-то общую религиозную позицию, обосновывающую войну России против Украины.
Среди участников круглого стола присутствовали:
– заместитель Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата РПЦ Вахтанг Кипшидзе;
– митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий;
– глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов;
– верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин;
– руководитель Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с ВС, МЧС и правоохранительными учреждениями РФ Аарон Гуревич;
– представитель Буддийской традиционной Сангхи России Дид Хамбо – лама Дашинима Содномдоржиев;
– глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас;
– начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский;
– другие члены российских религиозных организаций.
В то время СМИ много писали об этом мероприятии, однако недооценили его исторический смысл. Впервые представители разных религий России совместно занялись формированием общей религиозной позиции в отношении войны против Украины. Каждый из участников внес в это свой вклад в формулировании основных положений новой квазирелигии – манихейский некроимпериализм.
Примечание. Манихейство, как и гностицизм, является древним вероучением, согласно которому наш материальный мир есть зло. Различие между ними в том, что адепт гностицизма – пассивный, безразличный к происходящему вокруг, а адепт манихейства направлен на активную борьбу с внешним миром. Гностицизм утверждает, что материальный мир создан «злым богом», и поэтому жизнь и борьба бессмысленны. Манихейство утверждает, что «злой бог» вторгся в царство «доброго бога», поэтому истинные адепты добра должны бороться, чтобы очистить мир от зла. Большевицкая идеология, по сути, – атеистическая трансформация манихейства, поскольку исходит из того, что старый мир должен быть очищен от зла в результате классовой борьбы.
Глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов заявил, что в XXI веке в ряде стран активизировалась идеология нацизма и фашизма, что проявляется в насилии над мирным населением.
Монах Киприан сообщил, что Вашингтон – это логово дьявола, Бог на стороне не Запада, а России, а, поэтому победа будет за ней. Россия – это орудие в руках Божиих чтобы остановить распространение по Земле мерзости перед Господом, всего безнравственного, что идет из США.
Заместитель Председателя Синодального отдела Вахтанг Кипшидзе утверждал, что при поддержке Константинопольского патриархата и США была создана ПЦУ – «квазирелигиозная структура», объединившая раскольников, единых в своем желании придерживаться крайнего национализма. В свою очередь РПЦ помогает российским военным.
Митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий поведал, что якобы власть в Украине отрекается от Бога; идеи нацизма распространены в Украине и в странах Европы и нашли поддержку на государственном уровне, что привело к геноциду – истреблению русских на Донбассе и в Луганске; Украина воюет против мирного населения и прикрывается им как щитом; нацистские власти, организуемые толерантным Западом, попирают все норма христианской морали. Он убеждал, что нужно молится и за воинов, и особенно за Путина, а в конце выступления сообщил: «Мы будем великой нацией, будем великой империей».
Тут стоит отметить, что, когда ведущая круглого стола начала добиваться от священника Украинской православной церкви из Луганска, чтобы он подтвердил «зверства нацистов», ничего кроме рассказа о благотворительной деятельности Луганской епархии так и не услышала.
Лама Дашинима Содномдоржиев – единственный, чье выступление ведущая круглого стола попросила изложить очень коротко, не показал обиды и призвал сплотиться против фашизма и нацизма, и победить и уничтожить это зло, чтобы неповадно было другим.
Представитель еврейских общин Аарон Гуревич рассуждал о нацизме вообще, время от времени кивая в сторону Запада.
Начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский сообщил, что он движимый любовью, но это такая любовь, которая «уничтожает зло», и подчеркнул, как важно, что Путин напомнил слова Библии, которыми обосновывал военное вторжение в Украину, ведь другой возможности защитить правду не было.
Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин призвал сражаться с дьяволом, не обманываясь лозунгами о демократии и цивилизации, как это было в Сирии, а теперь в Украине. Он выразил радость, что российские войска стоят вокруг Киева, а военно-морские, противовоздушные и противоракетные силы Украины «уничтожены». Также он сообщил, что в первый же день – 24 февраля Совет Центрального духовного управления мусульман России принял заявление, в котором полностью поддержал военные действия против Украины. Также он подчеркнул их значение с позиции религии: ведь Путин – правитель, а правитель – тень Бога на земле, и в войне против Украины Всевышний придает Путину силу, которая неиссякаема.
Салах Митаевич Межиев сообщил, что они Духовное управление мусульман Чеченской Республики на второй день поддержало военную операцию «против нацизма, фашизма и сатанизма в Украине» и приняло фетву, согласно которой мусульмане, участвующие в войне против Украины, сражаются за Коран и за пророка Мухаммеда. Он заявил, что война с Украиной – джихад, и павший будет шахидом; это война с глобализацией сатанизма; в Украине и европейских странах господствуют сатанисты, шайтаны, нацисты, фашисты, ЛГБП-сообщество, хариджиты и вахабиты, к которым он испытывает только ненависть, и упрекнул других участников круглого стола за призывы к любви. «С ними один разговор, их надо обезглавить и все», – резюмировал он свое выступление.
Протоиерей Александр Александрович Пелин из Санкт-Петербурга заявил, что в Украине не христианство, а язычество. Аргументировал он это тем, что украинский герб – трезубец князя Владимира – языческий символ – сокол Рарога – лжебога в скандинавской мифологи, который утвердился под влиянием Австро-Венгрии в XIX в. Поэтому русские христиане сейчас воюют не с украинскими христианами, а с язычниками.
Председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев заявил, что никаких переговоров с украинцами вести не надо. Даже если они согласятся на капитуляцию, не надо ее принимать, а нужно уничтожать их до конца. «Никакой Украины не должно быть», – заявил он.
Позже, в июне 2022 года Сергей Ряховский дал понять, что ни он, ни его церковь не будут предпринимать никаких действий в связи с призывом украинских протестантских церквей покаяться за выступление на этом круглом столе и осудить военное вторжение России в Украину. Он заявил, что обращение его украинских единоверцев сделано в духе распространяемой в мире «русофобии».
Зачем Кремлю поддержка религиозных сообществ?
На момент вторжения Кремль полностью контролировал общественное мнение и ситуацию в стране, но тем не менее потребовал, чтобы конфессии отказались от своего «нейтралитета», который ранее его вполне устраивал. Картина мира Путина и его окружения дуалистична: мир делится на «своих» и «врагов», которых нужно уничтожать не ради выгоды, а просто потому, что они враги – даже если ради этого придётся идти на жертвы и кризис внутри собственной страны. С прагматической точки зрения это бессмысленно, поэтому западные политики пытались договориться с Путиным, апеллируя к его эгоистическим интересам. Однако мотивация российской власти иррациональная, и чтобы ее легитимизировать, она потребовала от конфессий предоставить религиозное обоснование войны против Украины.
Хотя участники круглого стола расходились в деталях, можно выделить общие контуры их позиции:
– Украина не имеет права на независимое от России существование;
– Бог на стороне России в войне против Украины;
– религиозные сообщества должны поддерживать эту войну;
– эта война против западной цивилизации, которая воплощает зло – нацизм, сатанизм, аморализм и отрицание «традиционных ценностей».
В этих тезисах проявляются очертания нового вероучения, глубоко враждебного не только по отношению к Западу и Украине, но и к самим религиям, от имени которых выступали участники круглого стола. Это вероучение – возрожденное манихейство на основе российского некроимпериализма, иначе говоря – манихейский некроимпериализм.
Манихейский некроимпериализм и гностический фатализм
Российской власти нужны как те, кто оправдывает войну, так и те, кто готов идти умирать. Тут речь идет не столько об убеждениях, сколько об отношении к жизни, и власть заинтересована, чтобы солдаты безропотно шли на верную смерть, считая, что жизнь не имеет смысла. Это отношение к жизни воплощается в гностическом фатализме. Но чтобы простые люди поддерживали убийство своих друзей и родственников в соседней стране, их убеждают, что они окружены врагами, – и это отношение воплощается в манихейском некроимпериализме.
В условиях жизни в России гностический фатализм формируется стихийно – здесь дополнительная работа власти не требуется. Разумеется, российские солдаты, которые покорно соглашаются бессмысленно умирать, вряд ли верят в существование «злого бога», как учит древний гностицизм, однако они стихийно воспроизводят древнее гностическое отношение к жизни: если всё бессмысленно, то не существует моральных ограничений, и никакая жизнь – ни чужая, ни своя – не имеет ценности. В отличие от гностицизма, манихейство дает мотивацию бороться с окружающим миром, на который проецируется образ врага. Поскольку такая проекция происходит спонтанно, российской власти потребовалась помощь религиозных организаций, чтобы направить этот процесс в русло ненависти к Западу. Для этого и проводился круглый стол 29 марта 2022 года.
Но зачем российским адептам разных религий поддерживать эту квазирелигию? Мотивация здесь может быть вполне приземленной. Религиозные организации стремятся приспособиться к условиям жизни в России, обезопасить себя, демонстрируя власти свою лояльность и полезность. На первый взгляд это кажется парадоксальным: тем самым они ставят социальную задачу выше своей духовной миссии. Ведь если религия ради выживания отказывается от своей высшей цели, то она теряет смысл собственного существования. Впрочем, есть и иная причина – стокгольмский синдром. Но это уже тема отдельного разговора.