понедельник, 11 августа 2025 г.

Субъектность // словарь войны

Источник: PostPravda.info. 11.08.2025. 


Согласно Уставу ООН, уважение права народов на самоопределение является фундаментальным принципом международных отношений. Резолюция 1514 Генеральной Ассамблеи ООН (1960) утверждает:

«Все народы имеют право на самоопределение; по этому праву они свободно устанавливают свой политический статус...» Однако не все народы обладают субъектностью. Если на народ, который никак практически не проявляет свою субъектность, взвалить ответственность за государство, то, скорее всего, он передаст право решать свою судьбу диктатору. Будет ли российский народ обладать правом на самоопределение после поражения в войне или его судьбу должна решать коалиция стран-победителей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раскрыть понятие «субъектность», которому Николай Карпицкий посвятил очередную статью «Словаря войны» на PostPravda.Info.

Субъектность

В широком смысле субъектность – это способность выступать независимым субъектом действия, самостоятельно принимать решения и не быть объектом чужой воли. В социальном смысле – это способность быть самостоятельным фактором влияния и отстаивать свои интересы в обществе или на международной арене.

Субъектность индивида определяется его свободой воли, реализующейся в поступках. Коллективная субъектность возможна только через свободное совместное действие, в котором индивид реализует себя и получает признание от других. Однако совместные действия могут быть несвободными, что приводит к утрате коллективной субъектности и возникновению авторитарных или тоталитарных социальных систем.

Носитель индивидуальной субъектности – свободный человек, осознающий способность самостоятельно действовать и принимать решения. Носители коллективной субъектности – свободные индивиды, которые, несмотря на различия убеждений и интересов, добровольно объединяются для реализации общей позиции. Они воплощают коллективную субъектность в определённой социальной форме – народе, гражданском обществе, государстве, религиозном движении и т.д. Если же совместные действия совершаются по принуждению, это приводит к распаду коллективной субъектности. Коллективная субъектность исключает единомыслие, поскольку её основа – совместные действия свободных людей, которые могут иметь разные убеждения и нередко расходиться во мнениях по многим вопросам. Единомыслие возникает тогда, когда народ отказывается от своей субъектности в пользу диктатуры.

Субъектность народа

Признание чужой субъектности проявляется в признании прав – если речь идёт о личности или объединении людей, и в признании суверенитета – если речь идёт о народах и государствах. Закреплённый в документах ООН принцип уважения права на самоопределение народов означает признание за ними возможности самостоятельно формировать свою субъектность. Суверенное право народа закреплено во многих конституциях, где указано, что источником власти является народ. Однако если народ не проявит свою субъектность на практике, с высокой вероятностью её присвоит диктатор.

Так, немецкий народ утратил субъектность с приходом к власти Гитлера. Сталинский режим создал новую «советскую» субъектность, вытеснившую субъектности других народов. Палестинцы не успели сформировать собственную субъектность, отличную от общей арабской, и когда Сектор Газа фактически получил независимость в 2005 году, субъектность палестинского населения узурпировала террористическая организация ХАМАС.

Субъектность украинского народа

Субъектность народа проявляется в исторические моменты, когда обществу удается переломить социальную инерцию. Украина, как и многие другие страны постсоветского пространства, долгое время пребывала в инерции постсоветского периода. Однако общество заявило о своей субъектности, поднявшись на борьбу с постсоветской коррупционной олигархической системой, что привело к Оранжевой революции 2004-2005 гг. и революции Достоинства 2013-2014 гг.

Как правило, в период войны устанавливается жёсткая вертикаль власти, и субъектность общества снижается. Однако после широкомасштабного вторжения России в Украину субъектность украинского гражданского общества, напротив, возросла: оно заявило о себе как самостоятельная сила в обороне страны наряду с государством. Это проявляется в развитии волонтёрского движения, массовом изготовлении дронов кустарным способом и обеспечении военнослужащих на фронте всем необходимым. Более того, когда общественность посчитала, что власть приняла ошибочный закон, начиная с 23 июля 2025 года во многих городах Украины прошли массовые протесты, которые заставили власть прислушаться к обществу и изменить свою позицию.

Как украинцы воспринимают субъектность россиян?

В начале войны многие украинцы считали, что против них воюет режим Путина, и обращались к своим знакомым, родственникам, единоверцам в России, пытаясь достичь взаимопонимания. Сегодня большинство украинцев убеждено, что против них воюет вся Россия, и попытки достичь взаимопонимания с россиянами практически прекратились. Иными словами, украинцы перестали воспринимать российский народ как обладающий собственной субъектностью, отличной от власти. По этой же причине они не считают субъектной российскую оппозицию, которая выступает от имени несуществующей «другой России». Уважение вызывают лишь отдельные россияне, открыто выступающие против режима Путина и поддерживающие Украину, однако их воспринимают не как представителей России, а как героев-одиночек. Отношение к ним такое же, как к немцам-антифашистам во время Второй мировой войны. Ведь несмотря на их борьбу, в тот период никто не воспринимал субъектность немецкого народа отдельно от субъектности нацистской Германии.

Кто решит судьбу России после войны?

В российской Конституции закреплено, что источником власти является народ. Но если народ отказался от своей субъектности в пользу власти, тем самым он отказался и от права на самоопределение. Это делегитимизирует Россию как субъекта международного права, и с ней продолжают считаться только потому, что она представляет военную угрозу. Возникает вопрос: кто будет решать дальнейшую судьбу России в случае её поражения в войне – российский народ или коалиция стран-победителей? Пока этот вопрос не обсуждается, но в истории есть прецедент.

Немецкий народ, отказавшись от своей субъектности в пользу Гитлера, лишился возможности самостоятельно определить послевоенное будущее, и судьбу Германии решили страны-победители. В разделённых частях Германии сформировались разные модели субъектности. Однако после падения «Берлинской стены» восточные немцы выразили стремление войти в субъектность немецкого народа ФРГ.

Если после поражения в войне России страны-победители также не признают субъектность российского народа, это откроет возможности для формирования новых моделей субъектности народов России. В отдельных регионах – Башкортостане, Татарстане, республиках Кавказа – уже звучат заявления о собственной субъектности. В других – Сибири, на Дальнем Востоке – новые модели субъектности пока не сложились, но предпосылки к этому существуют.

Николай Карпицкий