Источник: PostPravda.info. 28.07.2025.
На площади Ивана Франко в Киеве нет баррикад, как в 2014 году. Своеобразный перформанс далёк от событий одиннадцатилетней давности. Цель иная, а значит, и метод другой. Вместо горящих шин – картонные плакаты с лозунгами, которые выражают разочарование, но и надежду. Молодые украинцы таким образом протестуют против закона №12414, видя в нём угрозу антикоррупционным реформам – и будущему страны. Что такое «Майдан картонок»? – размышляет на страницах PostPravda.Info кандидат исторических наук Юлия Филь.
Украина прошлого и Украина будущего
«Майдан картонок» – не слишком ли амбициозное название для киевских протестов на площади Ивана Франко? Ведь слово «майдан» ассоциируется с революцией, о которой пока говорить рано. Но оно также связано с надеждами на будущее. В украинском обществе происходят объективные исторические процессы. Это борьба двух сил: консервативных, заинтересованных в сохранении Украины прошлого, и тех, кто стремится к изменениям и построению новой Украины будущего. Кто все эти люди, которые 23 июля, на четвёртый год полномасштабной войны, вышли на протест против принятия закона №12414?
Находясь среди них, слушая их разговоры, можно заметить – в основном это молодежь, ориентированная на будущее Украины и воспринимающая нынешнюю власть как консервативную силу. Все эти люди не выходили на протесты во время войны Украины за свое существование, потому что считали: нужно вместе бороться против смертельного врага и воздержаться от внутренней политической конфронтации. Однако принятие закона, который ликвидирует независимость антикоррупционных органов, они восприняли как нарушение общественного договора о моратории на публичные политические акции протеста. Их возмущает не только содержание закона, но и то, при каких условиях он был принят: в самый тихий месяц года, когда украинцы отдыхают на морях, дачах и в Карпатах, чтобы максимально избежать общественного внимания.
На первый взгляд, называть правительство достаточно молодого президента Зеленского и его команду архаичными и консервативными представляется контринтуитивным. Ведь он приходил к власти как внесистемный человек, далекий от политики, «из народа», так сказать, разделяющий его надежды и стремления. Видимо, так же сначала думала и молодежь, которая сейчас на майдане, но со временем начала сомневаться и считать, что чем дальше, тем больше власть отдает приоритет собственным, а не национальным приоритетам, и принимает недемократические решения. Протестующие убеждены: несмотря на фасад цифровизации и деолигархизации, современная власть заинтересована в сохранении «старой» Украины – Украины коррупции, иерархических отношений и «постсовка», потому что это гарантия ее собственного выживания. Ведь изменения, к которым стремится Украина и которые реализуются благодаря евроинтеграционному курсу, вступают в конфликт с интересами тех, кто пользуется своим положением во власти. Поэтому прозрачность, контроль со стороны общества, а также государственных и международных органов крайне нежелательны для людей во власти. Это вызывает вопрос: насколько искренне власть говорит о евроинтеграционном курсе Украины?
Вторую тенденцию – направленность на будущее – олицетворяют именно те молодые люди, которые уже несколько дней подряд выкрикивают нецензурные лозунги перед – какая ирония! – национальным академическим драматическим театром. Они хотят сказать, что им небезразлично происходящее в стране не только потому, что они молоды, их жизнь впереди и они не хотят провести ее в коррумпированной, олигархической стране, но и потому, что чувствуют себя субъектными и ответственными за судьбу своей страны.
Общественный деятель Валерий Пекар так высказывается о молодежи на Майдане на своей странице в Facebook:
– Это их инициация – вступление во взрослую жизнь и субъектность. Предыдущая Революция Достоинства для них является историей и легендой. Поэтому в определенной степени они чувствуют себя продолжателями традиции, и об этом свидетельствуют лозунги предыдущих Майданов, которые время от времени всплывают среди новых... Легкие, радостные настроения, уверенность в силе контрастируют с первыми днями Евромайдана, когда в воздухе висело ощущение упущенных шансов и «безнадежных надежд». Невероятной новой чертой «революции картонок» является то, что почти каждый человек является носителем собственного креативного лозунга, и их хочется фотографировать и записывать. Это проявление высшей субъектности, того украинского «я капля в океане».
Протест оказался не только способом выражения воли народа, но и формой самовыражения каждого участника. Это своего рода протест-перформанс, политическая и художественная акция одновременно, которая проявляет не только волю участников, но и их творчество. Но самое важное, что эти лозунги свидетельствуют о субъектности и активности, делая видимым то, что раньше было скрыто в украинском коллективном бессознательном. Среди лозунгов на картонках можно встретить такие, которые прямо апеллируют к субъектности и ответственности – «я есть власть», «власть – это мы», «власть – это народ», «мы – голос», «я не лох». Сразу на контрасте вспоминаются искусственные оранжевые шелестящие ленты и флажки первого Майдана, которые изготавливал не народ, а ДЛЯ народа. Сейчас же он сам создает себе атрибуты, и они достаточно красноречивы – «картонки» как нечто простое, незамысловатое, демократичное, но в то же время осмысленное, потому что выражает разочарование и стремления народа, содержит лаконичные, но емкие сообщения к власти.
Выстоит только Украина будущего
Открытая борьба между этими двумя тенденциями – к консервации и развитию – началась еще в 2005 году с Оранжевой революции и продолжилась в Революции Достоинства, но ни одна из них до сих пор не одержала победу. Сегодня протестующие выходят на улицы, чтобы не допустить триумфа консервативных сил и отстоять Украину будущего, чтобы не остаться в Украине прошлого. Более того, хотя это осознают не все участники протестов, но оно точно присутствует в коллективном бессознательном: на кону не только независимость антикоррупционных органов и даже не только евроинтеграционное будущее, а само выживание государства. Ведь победить врага и предотвратить повторное вторжение сможет только Украина будущего.
Украина прошлого – с ее коррупцией, дистанцией между властью и народом, безответственностью и слабыми институтами – не имеет ни единого шанса противостоять врагу с такими же проблемами, но который в несколько раз больше. Поэтому если раньше Украина могла позволить себе компромиссы в процессе национального строительства – как во время первого взрыва народной воли в 2005-м или второго в 2014-м, когда у власти оставались старые элиты, а реформы внедрялись лишь частично, – то сейчас война не оставляет таких возможностей. Либо Украина полностью встает на путь реформ и перестройки, получив шанс на развитие и будущее, либо она просто деградирует, если ее не успеет поглотить враг.
Проблемой Украины остается отсутствие видения победы, и многие считают, что нет бессмысленно думать о победе на поле боя, которая с каждым годом войны кажется все более призрачной. Однако простой факт географического положения Украины предполагает, что враг всегда будет ее соседом и, скорее всего, будет и дальше угрожать ей даже после его поражения. А это означает, что идея победы неразрывно связана с видением Украины будущего. Какой должна быть Украина, чтобы коварный сосед никогда больше не осмелился напасть? Очевидно, Украина должна быть европейским, демократическим, свободным, инновационным, толерантным, мультикультурным государством с сильными институтами и развитым гражданским обществом. Протест показал, как постепенно выкристаллизовывается именно такой образ Украины и что людям небезразлично, какой будет Украина, и что они уже сейчас готовы брать ответственность за решения, от которых зависит ее будущее.
Майдан картонок делает Украину сильнее
Уже не только от блогеров, но и от отдельных представителей государственных институтов раздаются обвинения в адрес протестующих в дестабилизации ситуации. На чьей стороне правда в этом политическом противостоянии? Убедительный для всех ответ может дать только общественный диалог. Есть одна существенная черта, которая отличает нынешний протест от протестов 2003–2004 и 2013–2014 годов: все стороны политического конфликта осознают общую цель – выстоять перед смертельно опасным врагом, стремящегося их уничтожить.
Все намеки на влияние пророссийских сил на ситуацию – не более чем манипуляция. Вопреки страшилкам, что протесты во время войны могут угрожать национальной безопасности, в демократических обществах они являются формой диалога с властью и инструментом перемен, и лишь для авторитарных режимов представляют угрозу. Более того, это традиционная для украинской политической культуры форма общественного диалога. Акции протеста – одна из демократических институций, которая делает государство сильнее, и именно в этом заключается преимущество Украины над Россией.
Шаги навстречу протестующим со стороны украинской власти свидетельствуют, что она это понимает: Владимир Зеленский пообещал рассмотреть законопроект, который восстанавливает независимость антикоррупционных органов.