Источник: PostPravda.info. 27.12.2024.
Война с НАТО – это уже официально признанный правительством России проект. Как заявил 16 декабря министр обороны Андрей Белоусов, в 2024 году его министерство готовилось к возможной войне России с НАТО в Европе, поэтому уровень расходов на оборону составляет почти треть федерального бюджета. Такие расходы говорят о мобилизации страны для войны. Но война же экономически не выгодна! Однако диктаторы мыслят иначе. Для них деньги – это власть. Но ведь власть можно усилить не только с помощью денег, но и с помощью военной силы. Это больше соответствует темпераменту Путина, который через несколько дней после заявления Белоусова заявил, что без войны скучно. Это – субъективный фактор, подталкивающий к Третьей мировой войне. Но есть ли объективные предпосылки войны?
Действительно ли Россия не способна ни с кем больше воевать, потому что увязла в Украине?
Оптимисты успокаивают, что Россия ни на кого больше не сможет напасть, поскольку завязла в Украине. Поэтому она потеряла Сирию окончательно. Действительно, без опоры на режим Асада, без логистики, когда уже Турция и Израиль активно вмешиваются, вернуть Сирию невозможно. Если оптимисты правы, то Россия скоро уйдет из Африки. Но если Россия вцепится в Ливию и найдет дополнительные силы для военных операций в Африке, значит они ошибаются. Приведу исторический пример. Конец августа – начало сентября 1941 года. Советская армия терпит беспрецедентное поражение на фронте. Впереди битва за Москву с сомнительными перспективами ее удержать. Мог ли кто-либо подумать, что именно в этот момент у Советского Союза будет достаточно сил вторгнуться в Иран и оккупировать его северные провинции? В свое время многие тоже надеялись, что если Россия увязнет в Сирии, то нигде больше воевать не сможет. Однако война в Сирии позволила России построить военную машину для войны в Украине. То, что России недостаточно сейчас ресурсов для новой войны, не должно успокаивать. Если машина уже есть, то рано или поздно топливо для нее тоже найдется. Сейчас российская армия скована в Украине, однако ее мобилизационный резерв позволяет в будущем распространить войну и на другие страны.
В 2022 году Россия отправила в Украину все свои боеспособные воинские части, и поэтому действительно была не в состоянии вести где-либо еще одну войну. Более того, она потеряла в Украине большую часть современной техники и вынуждена была вернуться к старой тактике Первой мировой войны с артиллерийским огненным валом и пехотными атаками. На этом основании оптимисты считают, что российская армия истощилась, и ей потребуется несколько лет, чтобы восстановиться для войны со странами НАТО. Я так не думаю. Уже за время войны в Украине российская армия в несколько раз увеличила численность боеспособных частей, решила проблему со снарядами, а восстановление парка современных танков и другой техники особого значения не имеет, так как эта техника все равно бы сгорела в первые месяцы войны с НАТО. Бои на Донбассе показывают, что российская армия способна проводить пехотные штурмы и без поддержки современной техники.
Нужно учитывать не только военную мощь, а и функциональность военной машины, то есть под какие задачи она выстроена. Бульдозер ведь мощнее легкового автомобиля, однако проиграет ему соревнование по гонкам. Так и с армией. Мощнейшая армия, созданная для наступления, может оказаться беспомощной в обороне, что продемонстрировало поражение советской армии в первые месяцы войны с гитлеровской Германией. Армии стран НАТО превосходят российскую армию технологически, но они выстроены для коротких локальных войн и не приспособлены для континентальной войны на истощение. Российская армия образца в 2022 года тоже была выстроена для молниеносной войны. Однако после неудачи блицкрига она вынуждена была отступать. Если бы западные страны в тот момент представили Украине достаточную военную помощь, война могла бы закончится. Получив передышку, российская власть построила новую военную машину под задачу большой континентальной войны на истощение.
Государственная машина в режиме военного времени
Западные страны живут в режиме мирного времени, а их армии – это один из многих компонентов в структуре государства. В России, наоборот, само государство стало компонентом в структуре армии и спецслужб. То есть, в режиме мирного времени армия – это всего лишь один из инструментов государства, в режиме военного времени государство становится частью военной машины. Все государственные и общественные институты – СМИ, суды, органы власти и самоуправления, социальная система, промышленность – переориентированы для поддержания воюющей армии, и уже не могут нормально функционировать в мирное время. Механизм функционирования российской военной машины определяется способом распределения денег. До 2022 года государство было придатком или балластом монополий, которые торговали природными ресурсами, а доходы хранили в западных странах. Из-за санкций доходы невозможно хранить на Западе, поэтому они сначала направляются на военное производство и оплату контрактникам, а потом оседают в регионах с нищим населением, которые раньше страдали из-за отсутствия финансирования. Это формирует социальную базу поддержки войны, а нищета толкает людей записываться на службу по контракту в таком количестве, что проводить принудительную мобилизацию нет необходимости. Поскольку гибель контрактников ни у кого сочувствия не вызывает, то большинство жителей России предпочитают просто не замечать войну.
Однако если война закончится, то экономика должна будет перейти в режим мирного времени, и финансовые поступления в регионы прекратятся. Демократическая страна могла бы вложить деньги в восстановление промышленности и в социальную защиту населения, но не диктатура, которая всегда грабила собственную страну. Однако люди уже привыкли к новому уровню доходов, утрата которых вызовет массовую стихийную озлобленность с непредсказуемыми социальными последствиями. К тому же с фронта вернуться сотни тысяч людей, которые за время войны морально деградировали и утратили навык нормальной социальной жизни. Они будут требовать привилегий и выплескивать свою ненависть на окружающих. По этой причине если Россия выйдет из войны с Украиной, то окажется перед выбором: либо перейти в нестабильное состояние, либо начать новую войну.
Однако на данный момент вероятность начала Третьей мировой войны крайне мала в силу ряда обстоятельств. Во-первых, пока российская армия продвигается на Донбассе, создавая угрозу всему восточному фронту, российское руководство не хочет отвлекаться на другие участки фронта. Если оно даже в Курскую область не перекинуло силы с Донбасса, то тем более не будет отвлекать силы для военных операций против стран НАТО. Во-вторых, Путин не будет предпринимать радикальных действий в неопределенной ситуации, тогда как Дональд Трамп целенаправленно создает атмосферу неопределенности. В-третьих, Китай еще не определился с выбором стратегии: с одной стороны он наращивает военную мощь, угрожая Тайваню, с другой стороны, стремиться к технологическому прорыву, который позволит преодолеть кризис в экономики на пути мирного развития. В-четвертых, невозможно быть участником мировой войны без союзников. Сейчас в мире остались только две страны с имперскими амбициями, которые стремятся военной силой распространить свое влияние на другие страны – это Россия и Иран. По этой причине они – естественные союзники. Однако после поражения Хезболлы в Ливане, которое нанес Израиль, и падения режима Асада имперские планы Ирана пошли прахом, а значит, Россия останется без союзников в случае Третьей мировой войны.
Есть ли основание странам НАТО опасаться вторжения России?
Я не считаю, что в ближайшее время Россия может угрожать странам НАТО. Однако будущее непредсказуемо, и ситуация может измениться, если страны НАТО не будут готовиться к войне с Россией. В связи с э этим рассмотрим, способна ли Россия успешно вести войну против них, если высвободит сотни тысяч солдат в случае перемирия с Украиной. Для этого я предлагаю посмотреть на гипотетическую ситуацию войны России с НАТО через анализ опыта Российско-украинской войны лучшего военного аналитика – Валерия Залужного, благодаря военному таланту которого удалось вытеснить россиян из Херсона и из Харьковской области в 2022 году.
1 ноября 2023 года программном эссе в журнале The Economist Валерий Залужный пишет, что Россия втянула Украину в позиционную войну, в которой она имеет перевес. Чтобы переломить ситуацию, необходимо перейти к маневренной войне, но для этого необходимо добиться преимущества по пяти приоритетным направлениям. Я думаю, это верно и в отношении других стран, на которые Россия может напасть.
Первый приоритет – воздушные силы, контроль над небом для крупномасштабных наземных операций. Тут Россия намного превосходит Украину, однако у стран НАТО, в случае войны с Россией, будет огромное преимущество. Частично задачи пилотируемой авиации стали сейчас выполнять беспилотники, которые активно развивает как Украина, так и Россия, однако у России больше производственных мощностей для этого.
Второй приоритет – средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), чтобы глушить сигналы связи и навигации противника. В последнее десятилетие Россия модернизировала собственные силы РЭБ, создав новый род войск и 60 новых видов техники, в то время как Украина только начала их создавать. По второму параметру опять же преимущество у России, однако она может его потерять, поскольку информационные технологии стран НАТО гораздо более продвинутые. Поэтому в перспективе страны НАТО в этом приоритетном направлении также могут получить преимущество над Россией с учетом развития технологий искусственного интеллекта.
Третий приоритет – контрбатарейный огонь, поражение артиллерии противника. Тут у России преимущество не только над Украиной, но и над странами НАТО, которые хотя производят более качественные снаряды, однако не в достаточном количестве. Частично задачи артиллерии стали решать дроны-камикадзе, которые активно применяет как Украина, так и Россия.
Четвертый приоритет, который выделил Валерий Залужный – технология разминирования минных полей противника, чтобы успешно наступать. Однако после того, как украинская армия перешла в оборону, выяснилось, что у нее крайне ограничены возможности минировать поля, чтобы остановить вражескую пехоту. В этом приоритетном направлении полный провал не только у Украины, но и у других европейских государств, которые подписали конвенцию о запрете противопехотных мин и уничтожили их запасы. Как они собираются останавливать пехотные атаки России? К счастью, США не присоединились к этой конвенции, но будет ли принято вовремя решение о поставке мин в Европу вопреки юридическим и бюрократическим трудностям?
Пятый приоритет – наращивание собственных резервов. Россия создала механизм пополнения армии без принудительной мобилизации и медленно наращивала численность боеспособных частей. Их достаточно, чтобы на разных участках фронта прорывать украинскую оборону, но пока недостаточно, чтобы развивать успех, поэтому наступление идет медленно. По оценкам военного руководства, которые подтвердил Валерий Залужный в конце 2023 года, чтобы покрыть потребность украинской армии на 2024 год, необходимо мобилизовать 450-500 тыс. резервистов. Однако мобилизация проводилась с опозданием и с большими проблемами, поэтому число пополнивших украинскую армию намного меньше этой цифры. По этой причине на протяжении всего 2024 года соотношение сил на поле боя медленно менялось в пользу России. Положение усугубляется тем, что 18 октября 2022 год был принят закон №8109, который отменяет призыв на срочную службу во время военного положения. То есть в этом приоритетном направлении Россия имеет абсолютное преимущество над Украиной, и, думаю, будет иметь такое же преимущество над странами НАТО в случае военного столкновения с ними.
То есть в течение 2024 года Украина не имела преимущества ни по одному приоритетному направлению, которое обозначил Валерий Залужный, что объясняет успехи российской армии. Однако он не учел еще одно направление – качество управления войсками. После снятия Валерия Залужного возник кризис военного управления, который не преодолен до сих пор и приводит к трагическим ситуациям на фронте.
В случае войны России со странами НАТО у нее будет преимущество как минимум по трем приоритетным направлениям, однако по первому приоритетному направлению страны НАТО будут иметь абсолютное превосходство, и это касается не только авиации, но высокоточных ракетах. Этого превосходства достаточно, чтобы нанести России первый сокрушительный обезоруживающий удар, который может привести к победе. Но что, если после этого первого удара страны НАТО пойдут на перемирие и начнут переговоры с Россией, чтобы вернуться в довоенное состояние. В этом случае Россия оправится после удара и втянет их в позиционную войну, в которой она по трем приоритетным направлениям будет иметь абсолютный перевес. Если война будет долгой, то высокотехнологичное оружие закончится, и все будут решать массы солдат на поле боя, как это происходит сейчас на фронтах Украины.
Россию можно было остановить и в 2022 году, и в 2023 в Украине, но не было для этого политической воли западных стран. В случае распространения войны на страны НАТО у них будет возможность победить Россию, но для этого потребуется политическая воля, которую они до сих пор не смогли продемонстрировать. Путин пока сам не знает, как поступит. Сейчас он не готов воевать с НАТО, но он готовится к этому и наблюдает за поведением западных лидеров. Если они продемонстрируют свою нацеленность на победу, а не на временное перемирие, то он не нападет на страны НАТО, как не напал бы на Украину, если бы видел решимость Запада ее защищать.